«Пряничный домик, или Гензель и Гретель»
В октябре Московский театр Новая Опера имени Е.В. Колобова представит премьеру оперы Энгельберта Хумпердинка «Пряничный домик, или Гензель и Гретель». Шедевр Хумпердинка постоянно идет в лучших театрах мира.
Верная традиции возвращать на московскую сцену незаслуженно забытые оперные шедевры, Новая Опера, вслед за «Тристаном и Изольдой» Рихарда Вагнера, «Ромео и Джульеттой» Шарля Гуно, «Саломеей» Рихарда Штрауса, обращается к главной детской опере. Шедевр Энгельберта Хумпердинка «Гензель и Гретель (1893) постоянно идет в лучших театрах мира. Премьера прошла в Веймаре 23 декабря 1893 года под управлением Рихарда Штрауса. На следующий год в Гамбурге сочинением дирижировал Густав Малер. По горячим следам веймарской и гамбургской премьер в 1890-е годы оперы трижды ставилась в России (1895 — Петербург, Панаевский театр; 1896 — Москва, Большой театр; 1897 — Петербург, Мариинский театр, под названием „Ваня и Маша“). На советской оперной сцене опера Хумпердинка отсутствовала. Одна из причин — явная христианская подоплека сочинения. Счастье, умиротворение, чудесный уют и особый вкус жизни, по которым так тоскуют дети, обретаются именно в Рождество, с приходом в мир Младенца Иисуса. За два с половиной постсоветских десятилетия случились одна постановка (Екатеринбургский театр оперы и балета, 2009) и одна полуконцертная версия (Мариинский театр, 2015). В Новой Опере сочинение пойдет под названием, напоминающем о первой московской постановке в Большом театре — „Пряничный домик, или Гензель и Гретель“, в русском переводе Екатерины Поспеловой.
Ядро творческой команды сложилось на постановках «Саломеи» и «Фауста»: это режиссер-постановщик Екатерина Одегова, художник-постановщик, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» Этель Иошпа и драматург Михаил Мугинштейн. Еще одним художником-постановщиком стала Анна Кострикова. Музыкальный руководитель спектакля — лауреат премии «Золотая Маска» Андрей Лебедев.
Екатерина Одегова:
«Все великие европейские сказки, будь то „Русалочка“ или „Стойкий оловянный солдатик“» Ганса Христиана Андерсена, «Маленький Мук» Вильгельма Гауфа, «Гензель и Гретель» братьев Гримм, — очень грустны. Своим коллегам-актерам я говорю: найдите сказку, которая кажется вам легкой и веселой, и я объясню, почему это не так. Уверена, что для режиссера нет задачи сложнее, чем поставить сказку, за которой стоит великая литература.
Для ребенка сказка — способ познания мира через игру, для взрослого — философская притча. Отсюда и главная трудность для постановщика — не уйти в чистую развлекательность, но и не перегрузить маленького зрителя философскими смыслами, которые ему недоступны, и главная задача — найти баланс между наивностью и притчей».