С 12 сентября. Мистический хоррор Лимб (HAUNTER)
Мастер ужасов, режиссер культового «Куба» и «Химеры» Винченцо Натали представляет свой новый кошмар.
Совершенно обычный день обычной семьи, живущей в обычном доме. Но это только на первый взгляд. Дом окружен непроницаемым туманом, телефоны не работают, а семья обречена переживать один и тот же день снова и снова. И только Лиз, очнувшись от забытья, понимает, что это жуткая мистическая ловушка, из которой не вырваться. Но кто и почему держит обитателей дома в вечном страхе? И как можно победить нечто, имеющее полную власть над тобой?
«Дом с привидениями» давно стал классикой жанра, который при этом никогда не устаревает: живописные пейзажи, мрачные здания, неизменный налет готики, странные звуки и необъяснимые события. Своего рода поджанр — это трущобный хоррор. Чем мягче и добродушнее в начале — тем более жестоко и чудовищнее в конце. Брайан Кинг и Винченцо Натали дружат больше 10 лет. Совместными усилиями создали фильм «Кодер», получивший множество премий. Когда у режиссера родилась идея «Лимба», Кинг подключился к проекту. Так как сюжет подразумевает единство места действия, как в «Кубе», который Дэвид Кроненберг в свое время охарактеризовал «элегантной математической теоремой», Кинг знал, что Натали легко справится с такой задачей, создав драматизм и динамику в замкнутом пространстве. «Винченцо очень преуспел в изображении визуальной динамики. Плюс, интересно было то, что мы до этого не делали подобных проектов, и каждый из нас увлекся чем-то своим внутри „Лимба“, — говорит Брайан Кинг.
Отправной точкой проекта стало то, что история рассказывается призраком, 15-летней Лизой Джонсон. Она вместе со всей своей семьей мертва — зритель узнает это в течение первых 10 минут фильма. Подвох в том, что только Лиза знает правду, остальные члены все еще играют в добропорядочную семью, как в последний день своей жизни. Несмотря на все усилия разбудить родных, она не может этого сделать. Но каким-то образом у Лизы получается установить связь с Оливией — запуганной девочкой-подростком, чья семья переехал в дом после гибели Джонсонов. Оливия чувствует угрозу в поведении своего отца Дэвида, который ведет себя странно и порой кажется одержимым. Из общения девочек зритель узнает о проклятье, которое наложено на дом.
Фильм показывает, что даже призракам есть чего бояться. В основе сюжета — девочка, попавшая со своей семьей в бесконечную временную петлю в 1986 году. Семья до сих пор уверена, что все как обычно, у них снова прекрасный выходной, и только Лиза понимает, что что-то не в порядке, а обычный загородный дом скрывает ужасающие факты.
С одной стороны «Лимб» — это ответ сценариста на развитие тренда в жанре ужасов: «Когда я сел за сценарий, модным ужастиком было „пыточное порно“. Это очень жестокий, кровавый вид фильма ужасов, который я не осуждаю, однако для меня это не слишком страшно. Это противно, но не пугающе», — подчеркнул Кинг. С другой стороны «Лимб» — исследование Кинга аспектов ума и философского содержания жанра ужасов, начатое еще Жан-Полем Сартром в трудах по поводу теории экзистенциализма и продолженное М.К. Эшером, который добавил рекурсию, бесконечные математические измерения.
«Дом Джонсонов похож на литографии Эшера с бесконечными лестницами и парадоксальными постройками, которые уходят к разным слоям и временам», — заметил Кинг, — «Также мы с Винченцо обсуждали пьесу Сартра „Нет выхода“, в которой ад, традиционно изображаемый с огнем и серой, демонами и дьяволами, предстает лишь комнатой, населенной персонажами, создающими ад своими силами. Мы пришли к мысли, что надо отказаться от всего сверхъестественного и сосредоточиться на чем-то очень реалистичном и органичном. Декорацией к картине послужил обычный дом, где живет обычная семья и вместе с ними есть лимб, где застряли на неопределенное время прочие персонажи».
Погружение зрителей в атмосферу
Не только Лиза испытывает затруднения, пытаясь понять, что же произошло на самом деле, но и зрители переживают этот момент вместе с ней. Режиссер использует подсознательные видения в фильме, чтобы рассказать историю. Для «Лимба» — фильма о людях, пойманных в ловушку, похожую на вечный сон, Натали захотел, чтобы эти сублимации вели публику в другую реальность. «Думаю, зрители смогут почувствовать, что что-то существует за границей фильма, но расшифровать это сразу не получится. Мы использовали много технических приемов: глаз персонажа по имени Бледный появляется в различных интерьерах, Лиза постоянно видит призраков, лица ее семьи периодически на секунду становятся гротескными, а звуки заполняют пространство дома. По моему мнению, обязанность режиссера фильма ужасов быть увлеченным. Так же как зрителя его должно увлечь само действо. Это еще один прием в моем техническом арсенале», — делится Винченцо Натали.
Новый взгляд на жизнь после смерти
Кинг и Натали задумали повысить градус страха. «Лимб» — это такая игра, в которой Лиза путешествует сквозь различные периоды времени, которые сосуществуют параллельно, до тех пока она не попадает в современность, где живет Оливия и находится под угрозой повторить судьбу Лизы и ее семьи. Брайан блестяще придумал перевернуть классическую хоррор-историю с ног на голову. Этот сюжет не похож на привычные фильмы о призраках тем, что мертвая девушка борется за жизнь еще живой. Между ними сакральная связь», — сказал Натали.
Натали чувствовал, что сценарий Кинга представляет собой парадокс между счастливой семьей, живущей в пригороде, и жуткой историей об убийстве, делающей реальность виртуальной. «Для меня признаками хорошей научной фантастики является действительность происходящего, в то время как хоррор больше передает внутренние переживания. Возможно, к концу „Лимб“ станет местом встречи этих двух жанров», — говорит Натали.
Усилия авторов были поддержаны продюсером, который сделал ставку на смешение двух жанров. «Это увлекательный сценарий с потенциалом на культовый статус. Подобные истории снимаются несколько десятилетий, и аудитория теперь ждет от них оригинальности. Хорошая история о призраках требует тонкости и изощренности, чтобы поклонники этого жанра был не разочарован. Главная особенность „Лимба“ состоит не только в том, что главные персонажи мертвы, но и в цели главной героини в исполнении Эбигейл Бреслин, которая должна раскрыть тайну», — Стивен Хобан.
Режиссер ВИНЧЕНЦО НАТАЛИ («Куб», «Париж, я люблю тебя», «Химера», «Кодер»)
Сценарий БРАЙАН КИНГ («Кодер», «Призрачный экспресс»)
Продюсер СТИВЕН ХОБАН («Химера», «Райан», трилогия «Оборотень»)
В ролях: номинантка на премию «Оскар» ЭБИГЕЙЛ БРЕСЛИН («Игра Эндера», «Вкус жизни», «Тревожный вызов», «Добро пожаловать в Zомбиленд», «Маленькая мисс Счастье», «Остров Ним»), СТИВЕН МАКХЭТТИ («Война богов: Бессмертные», «2012», «Хранители», «300 спартанцев»), ДЭВИД ХЬЮЛЕТТ («Химера», «Куб», «Пустота»), ПИТЕР АУТЕРБРИДЖ («Сайлент Хилл 2», «Пила 6», «Счастливое число Слевина», «Земля мертвых»), МИШЕЛЬ НОЛДЕН («РЭД», «Жена путешественника во времени»).
Канада, 2013. Продолжительность 97 минут.