С 26 сентября по 5 октября. 31 Международный кинофестиваль в Хайфе
Дина Радбель
В афише фестиваля — конкурс, включающий художественные, документальные и анимационные картины и внеконкурсные программы, составленные из фильмов-призеров престижных зарубежных кинофестивалей (Берлин, Канны, Венеция, Локарно, «Сандэнс»).
Десять дней Хайфа дышит фестивальными мероприятиями. Зрительные залы на всех городских площадках переполнены, вокруг Синематеки разбросала свои ряды ярмарка, купить можно все, что радует глаз, художественный вкус и желудок: бижутерия, ювелирные изделия, сувениры, одежда от модельеров, вазы, статуэтки, какие-то восточные странности и вкусности, в которых трудно разобраться не восточному человеку. Отойди метров на двадцать в сторону — уличное кафе с огромным экраном, дальше концертная площадка, музыканты играют джаз-рок, народ попивает пивко. От одной фестивальной точки до другой — минут десять-двадцать ходьбы и пять минут езды. Весь центр города бурлит фестивальными мероприятиями. Народ улыбчив, разговорчив, много израильтян, что естественно, русских — само собою, французов и англоговорящих. — Вы ходите в кино? (спрашиваю пожилую пару)
— Ну, да. (здесь почему-то многие говорят не просто да, а ну да). Сейчас посмотрели новый фильм с Де Ниро «Интерн» («Стажер»)
— И как? — Смеялись. Нам, в возрасте, такие фильмы очень полезно смотреть. Дают надежду, что все еще впереди, что в 70 лет еще есть возможность изменить жизнь. Грустно, что Де Ниро так постарел.
— Конкурс смотрите? — Какой конкурс? Мы не знаем...
Удивилась. Решила поспрашивать еще. Безрезультатно. Все идут в кино. Все идут из кино. Но на мой вопрос по поводу конкурсной программы фестиваля никто ничего не знает. Такой фестиваль. Здесь это не главное. Кино — для зрителей. Конкурс — для внутреннего пользования, для кинематографистов. Кино здесь просто смотрят, смотрят, как объясняют, все подряд, так как знают, что будет куплена для проката только третья, если не четвертая часть из привезенных фильмов.
На самом деле — конкурс здесь очень большой. Номинаций десятка два. Отдельный блок с израильскими фильмами. Среди других показов — отмеченные Каннским фестивалем «Молодая кровь» режиссера и актрисы Эмманюэль Берко (в главной роли Катрин Денёв), новый фильм «Ан» японского режиссера Наоми Кавасе, новый фильм бельгийского режиссера Жако ван Дормеля «Новейший завет» и новый фильм литовского режиссера Шарунаса Бартаса «Покой нам только снится».
Фестиваль в Венеции представлен фильмом Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», получивший премию за режиссуру, «Черной мессой» американского режиссера Скотта Купера(с участием Джонни Деппа и Бенедикта Камбербэтча), фильмами «Мамаша Кураж» алжирского режиссера Мерзака Алуаша и фильм «Родина» турецкого режиссера Сенем Тузен.
Для легкого просмотра — новые работы признанных мастеров: «Мама» Хулио Медема с Пенелопой Крус в главной роли, «Стажер» Нэнси Майерс при участии Роберта де Ниро, «Спокойное сердце» датского режиссера Билле Аугуста, «Аргентина» Карлоса Саура, «Местный» Томми Ли Джонса, «Сон в летнюю ночь» Джули Тэймор.
Для экстремальных зрителей — «Тело» (фильм польского режиссера Малгожаты Шумовской), лента британского режиссера Питера Гринуэя «Эйзенштейн в Гуанахуато», фильм «Клятвенная девственница» Лауры Биспури, в котором играет Альба Рорвахер.Любителей анимации порадуют «Необычные сказки» по рассказам Эдгара Аллана По (режиссер Рауль Гарсиа) и удивительный фильм «Волшебная гора» Анки Дамиан.
Для любителей старого и доброго кинематографа в рубрике «Хайфа классик» фильмы, прошедшие цифровую реставрацию и ранее показанные на Каннском и Венецианском фестивалях. Рядом с представительным блоком иностранных шедевров, объявлен фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элема Климова, анонсируемый одной фразой «Элен Климов всю жизнь боролся с советской цензурой». Также покажут фильм «Голос Сокурова» Лины Килпелайнен, «в котором показываются редкие кадры из ранних фильмов мастера и демонстрируется связь между его творчеством и общественно-политическим климатом в России».
Еще в одном разделе под названием «Синемаарт» стоит особнячком фильм «Франкофония» самого Сокурова. Особым интересом у молодежи пользуется программа «Полночное сумасшествие» с фильмом американского режиссера Шона Бэйкера «Мандарин» (снят на смартфон). В этой же программе фильм «Бридженд» Йеппе Рёнде, лауреат премии за лучшую актерскую работу, съемку и монтаж на фестивале Трайбека, корейский блокбастер «Чайна-Таун» режиссера Джун-Хи Хана и др.