С 26 января «Кориолан» — в прокате, Рэйф Файнс в Москве
Автор Дина Радбель.
Сюжет — как вызов любому обществу.
Британский актер Рэйф Файнс — не нуждается в представлении. Кто не помнит мистического «Паука», отверженного «Английского пациента», высокомерного «Евгения Онегин», в конце концов, Гарри Потера, где Рэйф — Волан-де-Морт?
В своей первой режиссерской работе «Кориолан», актер перевоплотился
в Марция Кориолана, воина Древнего Рима, но действие происходит сегодня.
На встречу с журналистами Файнс опоздал. Скорее всего, не по своей вине. Народ волновался: «Вдруг, сократят пресс-брифинг». Неожиданно Файнс появился в дверях — бледный, улыбчивый, в джинсах, подвернутых сантиметров на двадцать, в вязаном зеленоватом жакете, синей рубашке. Вплотную — охранники и сопровождающее лицо. Это лицо еще минут 10 упрашивало фотографов разойтись, не снимать, снимать позже на фотосессии. Когда стена из фотокамер «рухнула», то же лицо задавало первый вопрос.
Рэйф заговорил. Мягко, вдумчиво, с чувством времени и меры. Предельно четко и тактично по отношению к журналистам. Не в пример нашим знаменитостям.
Начал с любви к России. Вспомнил, что приезжал в столицу раза три — с «Английским пациентом», с чеховской постановкой «Иванова», с «Евгением Онегиным». В четвертый — добрался до Иваново в качестве председателя жюри фестиваля «Зеркало». Там состоялось его знакомство с Павлом Луниным и Верой Глаголевой, он даже согласился участвовать в их проектах, выучить русский язык. Подтвердил, что так оно и есть, но не сейчас: очень занят, снимается в «Джеймс Бонде».
С Шекспиром у Файнса длительные отношения. В семье Файнсов было много детей, он первенец, поэтому родительские тренировки по воспитанию начинались с него. Мама Джини, писательница (псевдоним Дженнифер Лэш) читала ему на ночь хорошую литературу. Шекспира — обязательно. Когда Файнс переступил порог Королевского Шекспировского театра, само собой к нему пришли шекспировские роли. Но главную роль в кино — самого Шекспира в фильме «Влюбленный Шекспир» отобрал у него — брат Джозеф.
Конечно, экранизация «Кориолан» случилась благодаря театральным наработкам. Файнс играл в шекспировской пьесе главную роль — Кориолана. «Мне очень хотелось рассказать эту историю в собственной интерпретации — говорит он. — Мой интерес к Кориолану одно время превратился в некоторое сумасшествие».
Но в кино сложилась совсем другая история. Это Рим — сегодня, и политика — сегодня, и авторитаризм, и люди, и оружие. Но текст первозданный, а звучит современно. (Кстати, российский прокатчик сделал нам огромный подарок и для себя создал массу сложностей: перевод пьесы пришлось сделать заново, чтобы все сошлось — изображение и звук).
Файнс считает, что писатели прошлого лучше понимали человеческое сердце, чем современные авторы. И все-таки, зачем сегодня Шекспир? Насколько актуален?
«Попробуйте идентифицировать себя с героями пьес Шекспира, они чувствуют то же, что и мы сейчас. Шекспир открыл универсальную правду, понятную нам сейчас, показал трагедию общества, его дисфункциональность — объясняет Файнс.
Кориолан — отважен, честен, безжалостен, горд. Он презирает чернь, народ, как стадо, неспособное оценить своих героев. И он во многом прав».
Этот сюжет — вызов любому обществу.
И вызов отношениями — мать и сын. Сильная, властная мать лепит из своего ребенка солдата. Даже если он погибнет, это не самая большая трагедия, но если обесславит свое имя... Кориолан, высушенный таким воспитанием, предпочитает мстить, а не любить и прощать.
На вопрос, трудно ли было Файнсу — режиссеру и актеру на одной площадке, улыбнувшись, ответил: «Переход от актерства к режиссуре — вполне естественная вещь. Ты играешь, играешь, и, в конце концов, тебе становится очень интересно забраться по другую сторону камеры. Я играл в фильмах крупнейших режиссеров, захотелось побыть на их месте. Но скажу вам честно, я часто хотел актера Файнса, уволить, режиссер мне понравился больше».
Фильм «Кориолан» — очень смел и своевременен. Наверное, кто-то обвинит его в чрезмерной натуралистичности, жестокости, но, на мой взгляд, это одна из самых значительных, убедительных и ярких постановок Шекспира за последние годы.