МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

С 29 декабря в прокате — «Монстр в Париже». 3D-анимация.

С 29 декабря в прокате — «Монстр в Париже». 3D-анимация.

Франция. Режиссер — Эрик Бибо Бержерон, яркий представитель режиссерской школы студии Dreamworks, постановщик таких хитов, как «Путь в Эльдорадо» и «Подводная братва».

Продюсер: Люк Бессон

Париж. 1910 год.  В городе царит паника, из-за затяжных ливней наступает наводнение. Мало того, на улицах появляется монстр, напоминающий гигантское насекомое. Никто не подозревает, что виновниками возникновения этого монстра могут быть застенчивый киномеханик Эмиль и хвастливый изобретатель Рауль, без спроса забравшиеся в лабораторию знаменитого ученого.

Комиссар полиции Мэйнот, мечтающий занять  кресло мэра Парижа, в рамках своей предвыборной кампании начинает охоту на неведомое чудовище, которое находит пристанище в гримерной Люсиль, звезды кабаре «Редкая птичка» на Монмартре. Совершенно случайно Люсиль открывает невероятный музыкальный талант своего гостя. И вот вместе с Люсиль монстр, нареченный ею Франкуром, в белом костюме и широкополой шляпе выступает на сцене кабаре и вызывает у публики полный восторг. Но комиссар Мэйнот продолжает погоню за монстром, не желая упускать шанса показного выступления перед электоратом.  Теперь безобидное, как блоха, чудовище ищет у своих новых друзей защиты от амбициозного и бесчеловечного комиссара...

Композитор: Матье Шедид («Не говори никому», «Арсен Люпен»)
(Матье Шедид — популярный французский рок-музыкант, певец и гитарист. Для «Монстра в Париже» Матье не только написал музыку и песни, которые исполнил в паре с Ванессой Паради, но и стал прообразом главного героя, огромного монстра — чудовища талантливого и обаятельного...).

Роли озвучивают: Ванесса Паради («Девушка на мосту», «Волшебное приключение», «Один шанс на двоих», «Наслаждение»), Матье Шедид, Шон Леннон, Кэтрин О’Хара («Один дома 1, 2», «Кошмар перед Рождеством», «Пенелопа»), Дэнни Хьюстон (« 21 грамм», «Покидая Лас-Вегас», «Дитя человеческое», «Авиатор», «Робин Гуд»), Адам Голдберг («Игры разума», «Спасти рядового Райана», «Пробуждение жизни», «Дежа вю»), Боб Бэлабан («Полуночный ковбой», «Мажестик», «Жадность», «Призрачный мир», «Близкие контакты третьей степени»), Гад Эльмалех («Полночь в Париже», «Приключения Тинтина: Тайна Единорога», «Роковая красотка», «Дублер»), Людивин Санье («8 женщин», «Париж, я люблю тебя», «Мольер», «Бассейн»)

Интервью с Ванессой Паради

— Как режиссер Бибо Бержерон представил вам свой проект «Монстр в Париже»?

— Вообще-то первым мне о проекте рассказал Матье Шедид. Его просили написать стихи и музыку песен для фильма. Я не сразу встретилась с Бибо, вначале мы просто поговорили по телефону. Он  поделился своими идеями и замыслами о фильме, описал контекст: Париж, 1900-ые, наводнение, кабаре... Мне очень нравились ранние фильмы Бержерона. Как только я получила сценарий, сразу же его прочитала и дала согласие на участие в проекте.

— Значит,  вы были вовлечены в процесс работы над фильмом на раннем этапе?

— Да. В первый раз я, как актриса, работала в анимационном проекте, и работала с самого творческого процесса. Я внимательно наблюдала за всем, начиная с первых изображений моей героини, когда еще только начиналась разработка выражений ее лица и пластики.  Работу над «Монстром в Париже» мы с Матье начали с записи песен на студии. У Бибо очень хороший музыкальный вкус и слух. Он был восхищен работой Матье. Потом мы начали разрабатывать голос, образ Люсиль. После встречи со мной режиссер отказался от предварительных наметок и начал создавать характер девушки с нуля.

— Пожалуйста,  опишите Люсиль.

— Она связана определенными обстоятельствами жизни и в то же время независима. Люсилль старается всегда поступать правильно и притом оставаться самой собой. Она ведет хозяйство в кабаре, а это большая ответственность. У нее веселая, но весьма властная тетя, которая хочет, чтобы Люсиль была паинькой. Девушка не прекословит, но чаще всего делает так, как хочется ей. Больше всего ей нравится быть на сцене. Пение для нее — это способ уйти от проблем повседневной жизни. И это объясняет, почему Бибо нарисовал ее сценический костюм с крыльями.     

— Вам тоже время от времени приходится быть послушной, как и Люсиль?

— Нам всем, включая и меня, приходится наступать на себя, стараться жить в гармонии друг с другом. Но в моей ситуации все обстоит не совсем так, как у моей героини.  А Люсилль вовсе и не паинька: она благородна и внимательна к жизни, она всегда принимает решение в первую очередь сердцем. Поэтому именно Люсиль смогла разглядеть в монстре существо с широкой душой и талантом. Она ему помогает, спасает от полиции, но в то же время монстр тоже многое дает ей. Когда они вместе поют на сцене, у нее вырастают крылья.

— В фильме вы говорите и поете и на французском и на английском. Как проводилась запись? Вы работали на обоих языках одновременно?

— Нет. В 2005 году мы начали записывать музыку и песни к фильму по-французски. Реплики героев тоже в первую очередь начитывались  на французском. Прошло еще много времени прежде, как мы записали песни и диалоги по-английски.

— Трудно было произносить один и тот же текст на разных языках?

— Музыкальность и выразительность английского и французского отличается, но неизменным остается то чувство, которое вы вкладываете в слова.

— Как вы выработали голос Люсилль? Вам помогли художественные образы?
 
— Когда в 2005-м мы начали работать над фильмом, у нас был только сценарий, без картинок, без ничего. Поэтому, наоборот, создание внешнего облика персонажа было основано на ее голосе и характере. Но с какого-то момента голос и картинка начали  дополнять  друг на друга. Сначала голоса выстраивали образы, потом образы требовали от нас большей точности в голосовой интерпретации и понимании мотиваций, и так далее. Многое  родилось  в этом  диалоге. Фильм вырос из ничего, как собор. Это было очень интересно.
Работать с Бибо Бержероном было огромным удовольствием. Вообще, в  анимации актерский потенциал может раскрыться намного сильнее, чем в обычном фильме.  Сам факт, что ты произносишь слова, когда тебя не снимают, уже избавляет тебя от напряжения. Ты не думаешь о мизансцене и о том, где находится камера, весь отдаешься игре. Анимация больше основана на инстинкте. А Бибо вообще дал нам полную свободу действий, создав вокруг нас веселую атмосферу. Он очень чуток, точен и  проницателен.

— Как  и ваша героиня, Люсиль, вы тоже пели в кабаре.
 
— О, я обожаю кабаре! Мне в жизни везло, я имела возможность выступать во многих местах, но петь в кабаре и в театре мне нравится больше всего. Я люблю старинные вещи — дерево, бархат, скульптуры, в кабаре все это живет своей жизнью. В таких местах и публика образует особенную атмосферу. У кабаре есть душа. Там происходит столько всего — и на сцене, и за сценой. Я люблю представлять себя в образах актрис, которые выступали в кабаре прежде меня, придумывать их эмоции, воображать их костюмы. Выступление в кабаре дает мне намного больше сильных и ярких ощущений, чем любая современная концертная площадка.

— У вас в детстве были герои, кумиры,  на которых вы хотели бы быть похожи?
 
— Моими героями всегда были Джин Келли и Фред Астер. Я до сих пор восхищаюсь их актерской харизмой, музыкальным, хореографическим талантом, сценическим мастерством. Они были потрясающими! Они всегда вызывали  у меня слезы радости и восторга. Они вдохновили меня на творчество. И, конечно, Мэрилин Монро. Ее голос, поведение, тело, сила, нежность и ум неподражаемы!

— А в жизни вам встречались существа, которых бы вы по-настоящему боялись?

— В детстве самым страшным для меня был невидимый монстр моего воображения, который следил за мной, когда я шла ночью по коридору... Казалось, что он всегда тихо идет за твоей спиной. Без лица или тела — невидимая сила во тьме. Мне понятны детские страхи. Но наш монстр, он совсем другой!

Интервью с режиссером Бибо Бержероном

— Вы можете приоткрыть секрет сюжета «Монстра в Париже»?

— Действие происходит в 1910 году в Париже. Главный герой — монстр. Вокруг главного героя вращаются пять персонажей. Люсиль — певица из кабаре, знаменитость Монмартра, которой Ванесса Паради одолжила свой ангельский голос. Рауль — курьер, прожигатель жизни и одновременно изобретатель. Именно он привез пленки с фильмами, из-за которых и завязался весь сыр-бор. Эмиль — киномеханик, который крутит фильмы Мельеса, режиссера первого игрового кино. Вот уже два года, как Эмиль влюблен в кассиршу кинотеатра, но до сих пор он не может сказать ей ни слова, потому что очень застенчив, хотя постоянно мечтает о героических подвигах.
Один из самых солидных и элегантных героев — префект Парижа. А еще в нашей истории живет — официант кабаре, где поет Люсиль, его зовут Альберт и он мечтает обучиться вокалу. Нельзя сказать, что в мультфильме главенствует какая-то одна история, в фильме много линий, которые хитро и смешно переплетаются между собой. «Монстр в Париже» — фильм о любви, дружбе, братолюбии, волшебстве, о вере в мечту и раскрытии талантов, о внешности, которая часто бывает обманчива, а иногда и вовсе скрывает под собой совсем не то, что кажется с первого взгляда. В фильме есть и комедийные моменты, и минуты, наводящие страх, и, конечно, много музыки и любви...
А тема монстра, существа или человека, в чем-то непохожего на нас, из-за чего мы не хотим узнать его ближе, боимся, пытаемся избавиться всеми способами, — это ведь о ксенофобии, которая все больше и больше распространяется в мире. Просто универсальная тема.
Как видите, перед вами фильм, богатый невероятными фактами, непредсказуемыми событиями, прекрасными голосами и визуальными эффектами.

— Когда вы начали работать над Монстром в Париже?

— Много лет назад, еще до «Подводной братвы». С 1997 года я стал жить и работать в США, у меня началась ностальгия по Парижу, я начал мечтать и придумал этот проект. Я захотел снять фильм о своем любимом городе, но с элементами хоррора.  Как киноман, не могу сказать, что я беспредельный фанат жанра фильмов-ужасов, но мне всегда нравилась их романтическая сторона. Также я хотел поместить историю на начало XX века, период бурного расцвета науки и технологий, когда появились кинематограф, автомобили, поезда — всеми этими открытиями я всегда восхищался. Так я придумал образ Рауля, смешного хвастливого парня, который постоянно стремится усовершенствовать жизнь. Но с самого начала я знал, что это будет музыкальная картина. Получилось так, что в этот фильм я включил все, что больше всего люблю в кино.   
 
— А как вы связали все эти элементы?

— Я решил, что сюжет должен развиваться вокруг чудовища. Следовательно, главным вопросом было — как должен выглядеть этот монстр.  Вначале я представлял его как вампира, но это не совсем подходило для детей, поэтому я отложил жажду крови в сторону, и придумал гигантскую блоху, которая в результате непродуманного эксперимента становится огромным устрашающим существом.
Вокруг этого монстра мы со сценаристом Стефаном Казанджьяном выстроили историю, в которую вписали  множество технических изобретений этого периода и исторические реалии, например, мобильные группы полиции (Tiger Brigades). В первом варианте сценария получилось даже слишком много персонажей и событий, поэтому следующим нашим шагом было сократить его до 90-минутного фильма, оставив только лучшие части.
— Почему вы пригласили Стефана Казанджьяна стать  соавтором сценария?
— В августе 2005-го я набросал черновой вариант сценария. Чтобы двигаться дальше, мне нужна была чья-то поддержка. Тогда я познакомился со Стефаном, мы сразу же приступили к работе. Мы отлично дополняем друг друга. Он знает, как передать и отфильтровать мои идеи, потому что у меня их всегда бывает слишком много. Мы работали рука об руку с осени 2005 года, первый вариант сценария, по которому можно было снимать фильм, был готов летом 2006-го.

— В то же время писались песни, которые звучат в фильме?

— На самом деле песни были моей основной задачей в этом проекте. Я хотел, чтоб они стали неотъемлемыми частями сюжета. Неслучайно, задолго до готовности чернового варианта сценария, первым делом я пригласил к работе певца и композитора Матье Шедида. Я позвонил его агенту и пригласил Матье на ужин. Это было в октябре 2005 года. Я объяснил ему, каким представляю себе этот фильм, и он мгновенно загорелся.  Уже через две недели Матье попросил меня приехать к нему и дал послушать первую песню, которая она звучит, когда Люсиль встречает Франкура: сидя на улице под дождем он поет о том, каково быть нелюбимым. Эта песня стала для меня самым важным моментом, потому что она с самого начала определяет характер монстра — ангел в обличии чудовища. Матье проделал великолепную работу. Он просто поразил меня!

— А почему вы обратились именно к этому композитору?

— С 1997 по 2005 год я жил в США. Когда я ехал за океан, я взял с собой свои любимые записи, но также продолжал выписывать по почте новейшие диски французских исполнителей, чтобы быть в курсе музыкальной жизни моей страны. Так я купил первые альбомы Матье. А фотографии на обложке одной из пластинок особенно привлекли мое внимание, подсказали мне кое-какие идеи, когда я только начинал работу над фильмом. Посыл «Франкур  — ангел, заточенный в тело монстра» перекликается со сценическим персонажем — М , созданным Матье: прическа в виде рогов, розовый костюм, милое лицо и ангельский голос.  

— И как вы работали с Матье над саундтреком?

— Мы много говорили. Матье хотел знать все подробности, которые были у меня в голове. Они вдохновляли  на создание текстов, которые он отправлял мне. Он быстро понял, каким я представляю фильм — романтический настрой, любовь к героям. Встреча с Матье была решающей в концепции «Монстра в Париже». Благодаря Шедиду фильм обрел свой неповторимый образ.

— Когда в работу над проектом включилась Ванесса Паради?

— После Матье, Ванесса была вторым человеком, которого я пригласил в этот проект. Именно Матье помог мне выйти на Ванессу. Когда мы встретились в первый раз, он меня спросил, кого я представляю в роли Люсилль. Я объяснил, что ищу талантливую актрису с вокальным талантом.  Он сразу предложил: Ванесса Паради. Действительно, Ванесса обладает всем, что бы я хотел видеть в Люсиль. Оказалось, он как раз должен был встречаться с Ванессой. В то время они записывали с певицей трек для  аудиомюзикла «The Pink Soldier». Матье пригласил меня в студию и познакомил с актрисой. Она с радостью приняла предложение и вскоре они с Матье записали песни, которые звучат в фильме. В жизни у Ванессы и Матье такие же отношения брата и сестры, как и у Франкура и Люсиль, их объединяет любовь к музыке. О чем еще я мог мечтать?
Ради Паради мы несколько изменили образ Люсиль, чтобы героиня полностью отражала характер актрисы — упрямый и надменный. Ванесса, она забавная, смешная, игривая, влюбленная в свое творчество. Наша Люсиль тоже не даст себя в обиду, она умеет за себя постоять. Но что-то я уже слишком много разболтался...

— Расскажите о художественном решении «Монстра в Париже».

— Париж в нашем фильме частично выдуманный. Наш город не имеет ничего общего с тем, как его представляют американцы. Это Париж, увиденный глазами парижанина, — живописный, красочный, немного промышленный и забетонированный, как в реальности, нарисованный в 2D, красками вручную. Такие замечательные декорации сотворили талантливые художники нашей студии. Я не хотел делать 3D-фильм, сплошь напичканный спецэффектами, не хотел углубляться в фотореализм, оставив место импрессионизму. Мы старались сделать так, чтобы в картине чувствовался какой-то особый парижский дух, чтобы была видна рука художника, мазки кисти. Базилику Сакре-Кер, Эйфелеву башню мы видим через призму восприятия живописца.
Но персонажи наши выполнены именно в 3D-графике. После «Подводной братвы», снятой в 3D, я научился пользоваться этой технологией и весьма оценил ее. Но большинство производителей используют 3D только лишь потому, что это модно. Я же думаю, что 3D-графика должна помогать режиссеру рассказать свою историю, для этого, безусловно, надо уметь ею владеть, но не диктовать в творчестве. В противном же случае легко отдаться механизму производства и потерять контроль над тем, что именно творишь. Компьютер все-таки — это что-то демоническое, он открывает необыкновенные возможности, но, уверен, человек способен его обуздывать (смеется).

— То есть песни были записаны перед тем, как вы начали анимационный процесс.

— Как только первый набросочный вариант сценария был готов, мы начали работать над визуальным решением фильма: разрабатывали образы персонажей, дизайн интерьеров, машин, искали пейзажи Парижа. В целом это заняло 18 месяцев. В начале 2009-го мы начали производство, и я закончил фильм в конце августа 2010-го.

— Трудно было покинуть DreamWorks и начать с нуля во Франции?

— Быть режиссером в Голивуде не так просто, особенно анимационным. Я предложил историю «Монстра...» DreamWorks, но они отказались, мой проект был не тем, с чем они привыкли работать. А у меня в голове все время рождаются потрясающие идеи, я хочу работать самостоятельно. И вот, когда я закончил «Подводную братву», я покинул Лос-Анджелес. Еще в 1993 году вместе с моим другом Паскалем Шеве, я основал свою студию во Франции — Bibo Films. Я очень хотел заново начать работать дома. Во Франции режиссер имеет большую свободу, чем в США. Конечно, во французском кино есть и свои минусы: нет таких бюджетов, технологий, я бы даже сказал, культа анимационного кино, как в США. Я благодарен судьбе за годы, проведенные в Америке. В DreamWorks я стажировался в течение восьми лет. Это потрясающий опыт, и в работе над моим новым фильмом я постарался использовать все свои навыки.

— Трудно было найти финансирование для этого проекта?

— Анимационные фильмы всегда требуют много труда и времени. Три с половиной года я работал над «Дорогой в Эльдорадо», четыре с половиной — на «Подводную братву». И «Монстр...»  не стал исключением. Только в этот раз я вынужден был сделать перерыв на девять месяцев, потому что мы не могли найти деньги, чтоб снять фильм именно таким, каким мы его представляли. Очень трудно уговорить найти во Франции инвесторов, которые бы согласились финансировать фильм такого масштаба и бюджета.
У нас были проблемы с финансированием «Монстра в Париже», и производство было отложено на некоторое время. В какой-то момент я не мог даже вовремя заплатить людям зарплату. Но в течение всего процесса за мной стояли весьма ответственные люди. Я был уверен, что смогу пройти этот путь до конца. Но, на свое счастье, в Каннах я встретил Люка Бессона, который положил глаз на наш проект. Он поддержал нас финансово и морально. Я упрямо не хотел жертвовать качеством фильма и делать дешевую картину. Люк был согласен со мной. С его помощью мы возобновили производство. И хорошо сделали, что не бросили.

Благодарим Группу компаний «Парадиз» за помощь в подготовке материала.

31 декабря 2011 г.
Комментарии