С 6 апреля — «Время первых» — первый масштабный российский фильм о космосе, снятый в формате 3D
Роли космонавтов Леонова и Беляева исполнили Евгений Миронов и Константин Хабенский, для которых съемки этого фильма — первый опыт работы вместе.
Евгений Миронов и Константин Хабенский больше года готовились к съемкам «Времени первых». В фитнес-клубе World Class они прошли курс тренировок, созданный на основе программы предполетной подготовки космонавтов. На съемках от них требовалась безупречная физическая форма — им приходилось надолго «зависать» на тросах в тяжелых 30-килограммовых скафандрах. Все подобные задачи Миронов и Хабенский выполняли на съемках самостоятельно, привлекая каскадеров только для репетиций и технических дублей. Актеры побывали в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке, в РКК «Энергия», НПП «Звезда», которое создает оборудование для полетов в космос. Там они узнали все нюансы тренировок космонавтов, изучили устройство космического корабля «Восход-2» и скафандров.
Продюсерами проекта стали Тимур Бекмамбетов, Евгений Миронов и Сергей Агеев. В основе фильма — реальные события о первом в истории выходе человека в открытый космос, который совершил Алексей Леонов с корабля «Восход-2». Роли космонавтов Леонова и Беляева исполнили Евгений Миронов и Константин Хабенский, для которых съемки этого фильма — первый опыт работы вместе. Сергея Королева сыграл Владимир Ильин. Над фильмом трудилась команда лучших российских и зарубежных специалистов: художников, бутафоров, специалистов по компьютерной графике, VFX-супервайзеров и других. Работа над зрелищной стороной картины заняла 29 месяцев. Ключевые эпизоды фильма — выход Евгения Миронова в открытый космос и возвращение экипажа на землю — созданы при помощи уникальных для российского кинематографа технологий. Дважды герой Советского союза, космонавт Алексей Леонов выступил одним из главных консультантов картины и одобрил результат проделанной работы. ИДЕЯ СОЗДАНИЯ 18 марта 1965 года космонавт Алексей Леонов стал первым человеком, вышедшим в открытый кос- мос. Согласно данным официальной хроники, полет корабля «Восход-2» прошел благополучно. Однако на самом деле все было иначе. За два дня на борту произошло семь нештатных ситуаций. По словам Леонова, три или четыре из них — смертельно опасные. «Уже на восьмой минуте в открытом космосе я почувствовал, что фаланги пальцев рук вышли из перчаток. Ступни ног свободно болтались в сапогах. Началась деформация скафандра», — вспоминает Алексей Леонов. Чтобы вернуться в корабль, космонавту необходимо было руками в несгиба- ющихся перчатках смотать пятиметровый фал, но даже сумев это проделать, он не смог бы войти в шлюз в раздувшемся костюме. Тогда вопреки всем инструкциям и с риском для жизни Леонов стравил давление в скафандре.
Этот эпизод стал лишь началом злоключений, которые обрушились на космонавтов-первопроходцев. Актер и продюсер компании «Третий Рим» Евгений Миронов признается, что был потрясен этой историей и «заболел» ей, посмотрев документальный фильм о первом выходе в открытый космос. «Леонов — подлинный герой, каких сейчас не хватаем современному кино и литературе. Он сознательно пошел на величайший риск, ведь невозможно было просчитать все до конца. Они с Беляевым сделали шаг в бездну. Я понял, что из этого нужно сделать большое кино», — говорит он. С идеей картины о легендарном полете «Восхода-2» Евгений Миронов пришел к Тимуру Бекмамбетову, одному из немногих, кто способен реализовать такой амбициозный проект. «Задумка снять большое кино, основанное на нашей истории покорения космоса, показалась интересной. Мы с Женей договорились о встрече с Леоновым. В течение шести часов Алексей Архипович рассказывал нам о своей жизни и о том, что произошло с ним и его напарником Беляевым более 50 лет назад. Мы поняли, что не можем не снять фильм про такого удивительного человека и те невероятные события, которые вошли в мировую историю освоения космоса. Мы сразу взялись за работу», — вспоминает Бекмамбетов. Роль Алексея Леонова исполнил Евгений Миронов. Его друга и напарника Павла Беляева сыграл Константин Хабенский. «Я давно хотел поработать с Костей в каком-нибудь кинопроекте, — говорит Миронов. — Мы сразу решили с Тимуром, что не будем проводить кастинг, а предложим роль Беляева именно Хабенскому. Он замечательный актер, один из лучших в нашем кино, который при этом еще и внешне похож на командира „Восхода-2“. Создание космического корабля Фильм „Время первых“ был запущен в производство в марте 2015 года. В московских кинопавильонах были построены два полноразмерных макета „Восхода-2“, оснащенных техническими атрибута- ми в полном соответствии с историческими реалиями — для съемок как снаружи, так и для внутри корабля. Для интерьерных съемок собрали подвижный макет „Восхода-2“, который мог наклоняться, вращаться и трансформироваться. „Мы работали над созданием корабля примерно полгода и сделали несколько 3D-моделей. Большой проблемой для нас стали размеры космического корабля — он был настолько маленьким, что снять происходящее внутри оказалось в принципе невозможным. А нам было необходимо не только обеспечить работу постоянно двигающейся громоздкой камеры, но также оснастить макет яркими источниками света в достаточном объеме и закрепить внутри сложную систему подвесов, с помощью которых актеры изображали пребывание в невесомости“, — рассказывает оператор Владимир Башта. „Мы построили на площадке макет, разделенный на шесть частей, наподобие долек апельсина. Каждая из них двигалась на своих рельсах, так что камера могла влететь через один лепесток, со- вершить полный облёт героев и выйти через противоположный“, — вспоминает съемочный процесс режиссёр Дмитрий Киселёв. Искусственное солнце Особое внимание создатели фильма уделяли работе со светом. Поверхность корабля была покрыта светоотражающими пластинами. Для съемок внутри корабля световые приборы закреплялись на стенках отодвигающихся сегментов: чтобы освещение оставалось равномерным, приборы можно было включать и выключать с внешнего пульта. В сценах с вращением корабля вокруг своей оси вращается еще и огромный прожектор весом 50 кг, закрепленный на тросах и имитирующий солнечные лучи — для большей динамичности и реалистичности. Он совершает полный оборот вокруг корабля за 5-7 секунд.„При съемках сцен вращения корабля мы дополнительно запустили вокруг макета „карусель“ из световых приборов, — рассказывает Киселев. — Для имитации невесомости в кадре была разработана сложная система кранов и подъемников. С ее помощью космонавт мог „взлетать“ из своего сидения-ложемента и свободно вращаться в любом направлении.
Фильм снят компаниями BAZELEVS и «Третий Рим». Режиссер картины Дмитрий Киселев давно работает с Тимуром Бекмамбетовым. Он отвечал за экшн-сцены для «Особо опасного». Помимо этого, Киселев снимал «Лондонград», «Елки» и «Черную молнию», первый российский супергеройский фильм. Оператором картины стал Владимир Башта, автор таких масштабных и зрелищных фильмов, как «Брестская крепость» и «Кандагар». Съемки выполнены на стереокамеру с использованием камер RED DRAGON новейшего поколения.
В ролях: Евгений Миронов, Константин Хабенский, Владимир Ильин, Александра Урсуляк, Елена Панова, Александр Ильин мл., Александр Новин
Авторы сценария: Олег Погодин, Юрий Коротков, Ирина Пивоварова, Сергей Калужанов, Дмитрий Пинчуков
(материал предоставлен пресс-службой КИНОКОМПАНИИ BAZELEVS И СТУДИИ «ТРЕТИЙ РИМ»)