МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

С 8 августа. «Рай. Надежда» Ульриха Зайдля

С 8 августа. «Рай. Надежда» Ульриха Зайдля




В ограниченном прокате прокате заключительная часть трилогии австрийского мизантропа Ульриха Зайдля «Рай. Надежда»

Дайджест прессы:

Заключительная часть впечатляющего триптиха Ульриха Зайдля — самая нежная, забавная и романтическая. Действие картины развернётся в санатории для полных девочек, где наша несовершеннолетняя героиня по имени Мелани безнадежно влюбляется в местного доктора, который намного старше её и, к тому же, женат. Премьера замечательного фильма Ульриха Зайдля состоялась на международном кинофестивале в Берлине-2013, где лента участвовала в главном конкурсе.

Источник: Юрий Гладильщиков, «Московские новости» Заключительный фильм трилогии австрийского мизантропа Ульриха Зайдля «Рай. Надежда» — неожиданно трогательный по сравнению с первыми двумя

О чем это

О 13-летней толстушке, которую мать отправляет в специальный подростковый лагерь для похудения. Фактически мать сбывает ее с рук, чтобы уехать в секс-тур в Кению, где ее небольшие средства кажутся гигантскими, а возраст и некрасота — дополнительные стимулы для местных жиголо, чтобы выкачивать из нее деньги (о ее злоключениях и трагедиях, о новых формах секс-эксплуатации, когда непонятно, кто кого имеет: австриячки — бедных кенийцев или кенийцы — несчастных бюргерш, — первый фильм трилогии Зайдля «Рай. Любовь», о котором я писал.

В лагере девочка попадает в компанию чуть более старших и опытных толстушек. Интересно, что все они росли без отцов: такая нынче жизнь в цивилизованных странах. Может, оттого и разжирели, что матерям было не до них — матерей волновали собственные проблемы.

Первый вывод, который делаешь очень быстро, — лучше бы детей в эти лагеря не отправляли. Толку никакого. Матери, освободившись на время от отпрысков, тешат себя иллюзией, будто действуют им во благо. Но несмотря на садизм воспитателей-тренеров, заставляющих детишек выполнять физические упражнения и соблюдать режим (иначе — концлагерное наказание), детишки упорно не худеют. Потому что постоянно думают о еде, ищут любые способы ее добыть (даже пытаются украсть ночью из столовой) и тайком объедаются самой распоследней холестериновой дрянью. Где-то достают пиво. Курят. А еще больше думают о другом и постоянно обсуждают это другое между собой: кто уже успел в жизни с кем и как. Потому что у них переломный возраст.

Так приходишь ко второму выводу: поездка в оздоровительный лагерь попросту рискованна для детей — хорошо, если вернутся живыми. А особенно рискованна для главной героини, которой необходимы материнские советы, но погрязшая в кенийском секс-туре мать на связь не выходит. В итоге героиня вляпывается в два опасных приключения: ночью выбирается со старшей подругой в самоволку на ближайшую дискотеку, где по неопытности моментально напивается вдрызг (подруга, испугавшись, при этом ее бросает). И влюбляется во врача из оздоровительного лагеря, которому под шестьдесят, начиная ему себя откровенно предлагать.

Что в этом хорошего

Ульрих Зайдль, признанный современным классиком еще в тот период 1980-1990-х, когда снимал исключительно документальные фильмы, давно считается одним из главных (наряду с другим австрийцем Михаэлем Ханеке) киномизантропов наших дней. Он проявил себя мизантропом и в своем первом, сразу ставшем знаменитым, игровом фильме 2001 года «Собачья жара». Он всегда сатирик по отношению к собственным персонажам. Их у него, как правило, изображают непрофессионалы, которых он каким-то образом умудряется заставлять выделывать перед камерой такое, что нормальный человек не рискнул бы выделывать даже наедине с собой.

Вместе с тем понятно, что Зайдль сочувствует своим персонажам. Все их (даже самые уродливые) поступки объяснимы тем, что они несчастливы и обитают в искривленном мире, где право на любовь в соответствии с нынешней рекламной идеологией имеют только люди молодые, красивые, богатые, с идеальными телами. А все прочие обязаны сначала умыться, а потом провалиться в унитаз. И ни на что лучшее никогда не надеяться. Хотя прочих — 90% населения земного шара.

Трилогия «Рай» — тоже о поисках любви, собственно рая. О том, что три женщины-родственницы разных возрастов (мать, ее сестра и дочь) стремятся найти любовь, но им не светит ничего, кроме разочарований. Из всех фильмов трилогии наиболее злым и потому типичным для Зайдля считается № 2, в котором сестра героини из фильма № 1 (она же — тетка героини из фильма № 3) погружается в лицемерное религиозное неистовство. Ее любимым мужчиной становится Христос. При этом, несмотря на проповедуемую помощь ближнему, она забывает о муже-инвалиде, который страдает рядом.

Но и этой женщине Зайдль сочувствует, несмотря на всю сатиру. Если он что и обличает, то расхожую идеологию, псевдомораль и лживые общественные институты.

А уж что касается «Рая. Надежды», о котором мы говорим сегодня, то тут Зайдль вообще нежен. Некоторые критики (даже я после первого просмотра фильма) сочли это слабостью. Вторая часть трилогии «Вера» вызвала скандал и обвинения Зайдля в оскорблении чувств верующих. Возникает ощущение, что, снимая «Надежду», он побоялся, что если вовремя не нажмет на тормоза, то его обвинят еще и в педофилии. И поостерегся. Но теперь мне кажется, что Зайдль попросту сочувствует своей 13-летней толстушке-героине. Ведь она еще дурочка, романтик, идеалистка — и оттого совсем уже наивна и не защищена. Очень трогательный фильм.

Странности

К ним отнесем реакции на творчество Зайдля. Очень мало реакций уравновешенных. В основном, крайние. Одни употребляют по отношению к нему запретное в критике слово «гений». Другие попросту не понимают, как Зайдля трактовать. На ММКФ фильм вызвал крайне холодный прием прессы. Впрочем, у меня лично возникло подозрение, что многие представители московской прессы вообще впервые услышали фамилию Зайдль.

Наш вариант рекламного слогана

Есть хочется. Любви хочется.

Интервью с режиссером:

Ульрих Зайдль: «Мой следующий фильм скорее мужской»

Источник: Богдан Дымовский, Укринформ

Показ фильма «Рай. Надежда» и приезд его режиссера австрийца Ульриха Зайдля стали одним из самых заметных событий IV Одесского международного кинофестиваля. Картина, завершающая трилогию «Рай», рассказывает о девочке (дочке героини первой части — «Рай. Любовь»), которая отправляется в лагерь для похудения. Несовершеннолетняя героиня влюбляется в доктора, что и является завязкой.

Режиссер встретился со слушателями летней киношколы и журналистами, где рассказал о работе над картиной и своими дальнейшими творческими планами, которые спустят зрителя из женского рая в мужской ад.

— Почему «Надежда» в вашей трилогии на последнем месте?

— «Рай» изначально задумывался как один фильм о трех женщинах, связанных родственными отношениями, в поисках любви, нежности и сексуальности. В итоге получились три самостоятельных фильма, с подзаголовками «Любовь», «Вера» и «Надежда». В последнем фильме трилогии речь идет о молодежи — самой большой нашей надежде. Но на самом деле, можно легко поменять названия трех фильмов местами — в каждом речь идет о любви, вере и надежде.

— Темы, затрагиваемые в вашей трилогии, характерны только для Австрии или это «общее место» для Европы?

— Австрия — это лишь пример западноевропейской страны. Я стараюсь создать зеркало нашего общества. Прежде всего, западного общества. Женщины, о которых рассказывается в трилогии, ищут свой рай. Мои герои хотят вырваться из собственного заточения. Каждая из них делает это по-своему. Это меняет их и позволяет увидеть героев в развитии. Речь идет о тоске по раю. И у каждого он свой.

— Почему в ваших картинах много интимных сцен?

— Интимность и сексуальность играют важную роль в жизни. И в картине сам смысл развивается вокруг интимной части жизни. Я показываю девушек, которые не представляют собой идеал красоты. Мне интересно показать жизнь.

— По какому принципу вы подбираете актеров?

— Я часто снимаю непрофессионалов. По моему мнению, 90% профессиональных актеров не могут импровизировать, а импровизация — это очень важно. Результат, который видит зритель — это симбиоз моих представлений и представлений актеров. Очень многое они привносят из личного опыта, переживаний. Поэтому я и выбираю тех людей, которым есть, что рассказать и которые готовы открыться, как физически, так и интеллектуально.

— Над чем вы сейчас работаете?

— Я снимаю фильм «В подвале». Он уже близится к завершению. Мой следующий фильм скорее мужской. Именно мужчины чаще всего спускаются в подвалы, чтобы там что-то смастерить. Или встречаются там с друзьями. Это в основном их территория. Подвалы ассоциируются с темнотой, страхом. Ведь именно в подвалах часто случаются пытки и убийства.

Источник: Андрей Плахов, Коммерсантъ Власть, 05.08.2013

Ульрих Зайдль: «Я не устанавливаю моральные критерии»

Андрей Плахов побеседовал с автором трилогии «Рай» Ульрихом Зайдлем.

Почему вы назвали свою трилогию «Рай»?

Эта идея пришла мне в голову еще семь лет назад. Три женщины — две сестры и тринадцатилетняя дочь одной из них — разъезжаются на лето. Одна едет в Кению в поисках любви, вторая занимается религиозным миссионерством, третья, юная толстушка, отправляется в лагерь для похудания. Я вырос в христианской семье, мне с детства твердили про рай и ад, про веру, надежду, любовь. Став взрослым, я убедился, что в современном обществе все эти понятия коммерциализированы.

Вы по-прежнему, как и в дебютной игровой картине «Собачья жара», соединяете профессиональных и непрофессиональных актеров...

Да, это мой принцип работы. Все тот же микс, ничего нового. Новое — место съемок и ситуация моих героинь. Они страдают от одиночества, потому что западное общество формирует культ красоты, а они из-за возраста и изъянов внешности не могут найти себе партнеров в Европе.

Как вы нашли исполнительниц главных ролей?

Процесс кастинга был долгим и трудным. Маргарете Тизель (это ее первая большая роль в кино) оказалась лучшей из четырех актрис, которых я вывез в Кению для пробных съемок — большая их часть проходила в постели. Не так просто было найти 50-летнюю актрису, готовую показаться обнаженной и вступить в связь с чернокожим юношей. Несколько проще было с исполнительницами в других частях трилогии, но и там я стремился к максимальной аутентичности характеров. Я не придумывал диалоги своим героиням, а вводил их в ситуацию, и они сами находили нужные слова для своей роли.

Некоторые усматривают цинизм в этой вашей позиции: выбрать, наблюдать, провоцировать...

Цинизм? Не думаю. Это не документальное, а игровое кино. Я не устанавливаю моральные критерии, я показываю, как мир удовлетворяет свои нужды с помощью взаимообмена. Кто интимные, кто сексуальные, а кто экономические.

Каким будет ваш следующий проект?

Это документальный фильм «В подвале». Тема — отношения австрийцев к своим подвальным помещениям.

Подозреваю, что речь пойдет о пленниках и зарытых трупах?

Почему же? В подвалах можно хранить банки с вареньем, можно выпивать в мужской компании. Вообще, подвалы — это преимущественно мужское дело. Иногда, да, оно становится местом преступления.

Почему что ни австрийский фильм, то мрак и ужас? Вот хотя бы «Любовь» Михаэля Ханеке? Или «Михаэль» Маркуса Шляйнцера: там педофил держит мальчика в подвале.

Не знаю почему, но это так. Впрочем, можно найти немало черных фильмов и во Франции, и в Англии, и в России.

«Рай», кстати, не так уж мрачен, на нем можно посмеяться и получить удовольствие.

Наверное, потому, что дело происходит летом, а частично даже в Африке, где всегда много солнца.

07 августа 2013 г.
Комментарии