«Сказание о граде Великом Китеже»
7 ноября в Большом зале Московской консерватории состоится уникальное событие — показ воссозданной одноактной оперы Сергея Василенко «Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светояре». В рамках проекта консерватории «Возрождение русской оперной классики» сочинение вновь прозвучит спустя 120 лет после премьеры в 1903 году. Исполнители — Камерный хор Московской консерватории, Камерный оркестр Московской консерватории под управлением Феликса Коробова, солисты Наталья Петрожицкая, Владимир Дмитрук, Михаил Басенко и другие.
Сергей Никифорович Василенко (1872–1956) принадлежит к числу русских композиторов, которые, переступив исторический рубеж 1917 года, продолжили профессиональную деятельность на родине. Музыкальное творчество Василенко развивалось по трем направлениям: интерес к древнерусской церковно-певческой культуре, увлечение феноменом русского символизма, приближение к восточному фольклору как продолжение традиций русского ориентализма.
Изначально композитор трактовал «Китеж» как кантату, исключающую сценичность. После весьма успешной премьеры сочинения в симфоническом собрании Московского отделения Императорского русского музыкального общества, состоявшейся в феврале 1902 года под управлением В.И. Сафонова, Василенко принимает предложение М.М. Ипполитова-Иванова преобразовать кантату в одноактную оперу. В течение 1902 года проходила подготовка нового представления «Китежа»: Н.А. Маныкин-Невструев расширил изначальный текст кантаты, А.М. Васнецов, младший брат автора знаменитого «Ивана-царевича на Сером Волке» — В.М. Васнецова, создал эскизы декораций.
Первое представление новой оперы прошло 22 марта 1903 года в московском Солодовниковском театре под управлением Ипполитова-Иванова. Партитура не была издана, и более с того момента опера не видела театральной сцены.
В период создания «Китежа» Василенко погружается в изучение древнерусской певческой культуры под руководством профессора Московской консерватории и директора Синодального училища церковного пения С.В. Смоленского, одного из крупнейших деятелей русского хорового искусства и исследователей древнерусского одноголосного знаменного пения. Оркестровое письмо Василенко тяготеет к традициям Римского-Корсакова, в вокальных партиях и хоровой строке очевидно присутствие кантатного стиля Танеева. На пороге XX века китежская легенда достигает высокого нравственного предела — обозрения многовековой отечественной истории и культуры, а «Китеж» С.Н. Василенко, пронизанный патриотическим духом, продолжает ряд классических русских опер М.И. Глинки, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского.
Проект «Возрождение русской оперной классики» возник в Московской консерватории в 2016 году по инициативе заведующей кафедрой истории русской музыки, декана научно-композиторского факультета — доктора искусствоведения, профессора Ирины Арнольдовны Скворцовой. С того момента в концертных залах консерватории обретают новую сценическую жизнь уникальные образцы русского оперного искусства XVIII–XX веков.
Первым сочинением, возвращенным на сцену творческим коллективом проекта в 2016 году, стала мелодрама Евстигнея Фомина «Орфей» — уникальное произведение конца XVIII столетия. Следом, в 2017 году, была воссоздана опера Дмитрия Бортнянского «Сын-соперник». Одноактная опера Антона Аренского «Рафаэль» продолжила проект в 2019 году. Следующим спектаклем был «Карантин» — комическая опера-водевиль Алексея Верстовского. В 2022 году навстречу 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова публике была показана опера «Скупой рыцарь».