Ты встретишь таинственного незнакомца.
Вуди Аллен в своей новой комедии «Ты встретишь таинственного незнакомца» (You Will Meet a Tall Dark Stranger) прослеживает, как жизни двух супружеских пар, Алфи (сэр Энтони Хопкинс) и Елены (Джемма Джонс), и их дочери Салли (Наоми Уоттс) с мужем Роем (Джош Бролин) летят в пропасть из-за несбыточных амбиций, прихотливых страстей и роковых случайностей.
В первых эпизодах ленты, действие которой протекает в промозглом мультикультурном Лондоне, молодящийся старичок с игривым именем Алфи отбеливает себе зубы и накачивает мышцы на тренажерах. Мысли о приходе неотвратимой Смерти заставляют его оставить (после 40 лет супружества) болтливую жену, любительницу шотландского виски, ради утех с фигуристой старлеткой Шармейн (Люси Панч), не брезгующей подрабатывать интимными услугами. У брошенной внезапно Елены «крыша поедет настолько», что она станет выполнять все указания местной шарлатанки- предсказательницы. Хотя, по иронии судьбы, все прогнозы «ясновидящей» почему-то к финалу сбудутся. Её дочь Салли поначалу одобряет регулярные походы матери к гадалке, ибо она устала от вечных жалоб жертвы на свою судьбу. К тому же она и Рой не гнушаются получать от Елены материальную помощь. Несчастная в браке с писателем-неудачником, Салли помогает лощеному владельцу арт-галереи Грегу (Антонио Бандерас) находить клиентов и постепенно начинает терять голову от общения с боссом. Пока Салли томится от неразделенной любви, ее нервный муженёк Рой начинает успешно флиртовать с загадочной девицей в красном, которую он однажды увидел в неглиже в окне напротив. У этой экзотичной индийской красотки Диа (Фрида Пинто, возлюбленная героя из фильма «Миллионер из трущоб») есть жених и патриархальные родители, но и она не сможет устоять перед натиском Роя, как это некогда случилось с юной Салли.
Последняя треть картины посвящена крушению иллюзий и надежд героев. Хотя, несмотря на все попытки героев решать свои любовные и финансовые проблемы с помощью построения воздушных замков и разработки неосуществимых планов, режиссер к ним мудро снисходителен. Он верит, что даже гадкая жизнь всё равно для каждого индивида остается единственным и сладким испытанием. И потому всякая жизнь прекрасна. Хотя действие фильма обрамлено цитатой из «Макбета» Шекспира: «В жизни много шума (слов) и ярости (страстей), но нет лишь смысла». Используя эту цитату, Уилльям Фолкнер написал когда-то свой самый знаменитый роман «Шум и ярость». Задачи Вуди Аллена в этой ленте поскромнее, а заковыристое название фильма всего лишь отсылает к одурманивающему жаргону гадалок. А сам фильм с фирменным алленовским юморком показывает, как заурядные люди с легкостью погружаются в сладкие иллюзии и верят вещим знакам изменчивой судьбы. Сюжет фильма, как это часто бывает у Аллена, вдруг внезапно обрывается. Похоже, что Аллен не верит в непреложность железных законов голливудской драматургии. Он в очередной раз провозглашает с виртуозностью фокусника, что чаще побеждают не самые достойные (автор блестящего романа, присвоенного Роем, так и остается лежать в коме), а самые легковерные (лишь Елена в финале обретет желанное матримониальное счастье). И не беда, что её избранник низенький, толстый и лысый и даже привык общаться с духом умершей жены на спиритических сеансах. Ведь Вуди Аллен никогда особо не верил в ценность романтических чувств и лишь в своем шедевре «Энни Холл» (1977) дал полнокровную историю зарождения и увядания одной любви. Но как певец жизненных разочарований он неповторим и по-своему значителен. «В той трагичной жизни, которую мы все проживаем, можно найти своё счастье, если ты немного чокнутый и руководствуешься безумными фантазиями, а не суровой реальностью»,- в очередной раз говорит режиссер, недавно отметивший своё славное 75-летие. За сорок лет режиссуры он каждый сезон радовал своих почитателей новым фильмом, ибо работа в кино позволяет ему отвлечься от мрачных мыслей, от ипохондрии. Приверженец авторского кино, Вуди Аллен, как и его великий учитель Ингмар Бергман, тем не менее предпочитает работать лишь с актерами-профессионалами. Большинство сцен он снимает с первого дубля, добиваясь от актеров естественного поведения в кадре. А ироничные и несколько циничные диалоги, впитавшие славные традиции интеллектуального еврейского юмора, сообщают его картинам аромат подлинности, который редко присутствует в надуманных и тщательно расчисленных типовых голливудских комедиях. Отсюда главный парадокс его обильного творчества: якобы разговорные ленты Аллена неожиданно продолжают своё воздействие и спустя годы после их выхода на экран.
Автор: Виталий Трофимов