«Жизель» Акрама Хана
Дина Радбель
В программе Чеховского фестиваля — «Жизель» Акрама Хана
11 — 14 июля, Большой театр (Новая сцена), режиссер и хореограф Акрам Хан (Английский национальный балет, Лондон).
«Жизель», «Жизель», «Жизель»...Количество стран, театров, сцен, хореографов — сложно перечислить. Чары «Жизели» волнуют постановщиков, артистов и любителей балета уже много лет. «Жизель — была, есть и будет оставаться привлекательной для ее создателей и зрителей.
Не стал исключением и знаменитый британский танцовщик, и хореограф Акрам Хан, объединивший в своей «Жизели» европейские и восточные черты. Акрам Хан считается гуру индийского танца катхак. Я не знаток индийских танцев, но, наверняка, какие-то элементы присутствовали в «Жизели».
Акрам Хан поставил абсолютно свою версию «Жизели», он понимал, что все уже сказано-показано и каноническая версия мало кому интересна, вот он и перекроил с помощью композитора Винченцо Ламанья музыку Адольфа Адана и обновил сюжет. Спектакль погружает зрителя в изображаемое время, побуждает ощутить неотвратимость и неизбежность трагических событий в случае отказа от честной борьбы. Кто она — преображенная Жизель? Уже не селянка или «пейзанка» (на французский манер), Жизель — мигрантка, одна из работниц ткацкой фабрики. Лишенные работы в связи с закрытием фабрики, отделенные высокой стеной от своих надежд на жизнь и безопасность, работники становятся не более чем экзотическим развлечением для Хозяев (Знати). И одно из этих развлечений — любовь Жизель. Богач Альбрехт переодевается в рабочего, чтобы увидеться со своей возлюбленной Жизелью. Ну, и дальше, история развивается по известному сценарию с неизбежным финалом, но с другим «инвентарем». Как знак рока — предвестника неминуемой трагедии рефреном звучит «фабричный гудок». Существенным фактором, безусловно влияющим на восприятие, становится такой сценографический элемент как подвижная стена, благодаря которой происходит смысловое возрастание самого повествования, что не только придает динамизм действию, но и расставляет своеобразные акценты на взаимоотношениях героев. Особенно это ощущается в финале спектакля, когда стена навечно закрывает вход в загробный мир, оставляя Альберта плачущим у стены, за которой исчезает Жизель.
В истории хореографии сохранились имена исполнительниц партии Жизель, прославивших балет, а он, в свою очередь, повлиял на их известность. Это Карлотта Гризи, Мария Тальони, Мария Горшенкова, Эмма Бессон, Екатерина Санковская, Анна Павлова, Галина Уланова, Елена Люкон, Наталья Бессмертнова, Екатерина Максимова и другие несравненно яркие примы-балерины.
Карлотта Гризи была первой исполнительницей заглавной роли. И, если позволить себе, возможно, неуместное сравнение ее Жизели (премьера первой «Жизели» состоялась в 1841 году в Королевской академии музыки в Париже) с Жизелью Алины Кожокару, рожденной в Бухаресте и получившей образование в Киевском хореографическом училище и школе Королевского балета Великобритании, то первая Жизель — нежная, изящная, трепетная и воздушная, а в интерпретации Акрама Хана, Жизель — импульсивная, страстная, резкая, жесткая и даже агрессивная. Среди исполнительниц Жизели (состав меняется) — Фернанда Оливьера, Тамара Рохо, Эрина Такахаси, но мне повезло увидеть на сцене Алину Кожокару с блестящими партнерами: Исаак Эрнандес (Альбрехт), Джеффри Сирио (Иларион), Стина Квагеберг (Мирта).