10 июля — 19 августа. III Московская международная Биеннале молодого искусства
Центральный дом художника, Московский музей современного искусства (ММСИ), Государственный центр современного искусства (ГЦСИ). Кроме того, специальная и параллельная программы пройдут в Мультимедиа Арт Музее, Третьяковской галерее на Крымском валу, «Музеоне», в культурном центре ЗИЛ и на других площадках Москвы.
«Под солнцем из мишуры».
«III Московская международная биеннале молодого искусства, как и первые две, основное внимание уделяет молодым художникам в возрасте до 35 лет. Обозначая тему „Под солнцем из мишуры“, она будет представлять собой мультимедийный проект, задача которого — показать всё, столь актуальное для искусства этого поколения, разнообразие и неоднородность тем, языков и стилей.
В то же время Биеннале затронет проблемы позиционирования художников в современном мире, а также того контекста, в котором развивается их творчество.
Несмотря на культурные, экономические и социальные различия, существующие между художниками, есть и то общее, что их всех объединяет, а именно, — невозможность отнести себя к определенной группе современников (ни в идеологическом, ни в художественном смысле).
В культурологии это явление часто называется «почти отчаянной изоляцией» (Вольфганг Кашуба) — последней стадией развития искусства, начавшейся еще в середине 1970-х, которая привела к завершению эпохи исторического авангарда и к его переоценке как части главенствующего канона.
Свою роль в возникновении подобной «западни» сыграл крах политических идеологий в конце 1980-х годов, а также конец молодежной культуры как универсальной, вызванный беспощадной коммерческой эксплуатацией субкультур и общедоступностью Всемирной паутины с середины 1990-х.
В связи с бесконечными возможностями свободного решения и отсутствием единого направления развития, самопозиционирование (художественного) индивида превращается в насущную необходимость, что только усиливается ускоренной медиализацией мира, потерей собственной идентичности и неразличимостью «подлинного» и «поддельного».
Давно установленная мнимая биполярность между реальностью и виртуальностью уступает место пониманию того, что и сама «реальность» является по существу сконструированной, субъективной и фрагментарной. Осознание этого факта становится стимулом для самопозиционирования художников и для создания таких работ, которые уже не «объективно» описывают окружающую среду и явления, а предлагают многомерное и альтернативное восприятие мира.
Создавая новые способы видения, художники молодого поколения используют такие инструменты, как поэтические метафоры, эмоциональные и субъективные модели восприятия.
Куратор Биеннале Катрин Беккер
Катрин Беккер — куратор и писатель из Берлина, которая в настоящее время является главой Видео-форума новой берлинской ассоциации искусств (Neuer Berliner Kunstverein (n.b.k.)). Изучая историю искусств и славянских языков в Бохуме, Москве и Санкт-Петербурге, она первый раз попробовала себя в качестве куратора в области культурного обмена между Россией и Западом. С конца 1990-х Беккер разработала международный кураторский профиль и работала в области интерференции массовой и элитарной культуры, всеобщих визуальных языков и институциональной практики, как метода культурной внешней политики между обществами Западной, Восточной Европы и Ближнего Востока.
Беккер была куратором многочисленных выставок в таких организациях, как Новая берлинская ассоциация искусств (Neuer Berliner Kunstverein (n.b.k.)), Берлин; Государственный центр современного искусства, Москва; Музей P.S. 1 / Институт современного искусства, Нью-Йорк; Государственный музей современного искусства, Осло; Фотомузей Винтертура (Fotomuseum Winterthur); павильон Миса ван дер Роэ (Mies van der Rohe Pavillon), Барселона; Центр современного искусства, Вильнюс; Галерея столицы, Прага; Произведения искусства Берлина / Институт современного искусства KW (Kunst-Werke Berlin); Московский дом фотографии.
Она также курировала персональные выставки таких художников, как Луиза Буржуа, Марьям Джафри, Маттиас Мюллер, Андрей Монастырский, Хайнал Немет, Дмитрий Александрович Пригов, Минг Вонг и Артур Жмиевски, и персональные выставки Выбор Сталина — Советский Социалистический Реализм 1932-1956; Полет — Отправление — Исчезновение. Московское концептуальное искусство; Вы меня слышите? Вторая триеннале фотографического искусства АРС Балтика; Переделать Берлин; Больше нет плохих девочек?
Беккер опубликовала множество статей в каталогах выставок и журналах и входила во множество кураторских групп, консультативных советов и жюри.
www.k-becker.org