14-18 декабря. Московский международный салон изящных искусств
Christie’s на Московском международном салоне изящных искусств в Экспоцентре
Гай Визи, директор «Christie’s Россия»
Я нахожусь на Московском международном салоне изящных искусств, напротив шести превосходных работ, суммарный возраст которых составляет 2500 лет, а общая оценочная стоимость равняется 30 млн долл. Все эти работы будут выставлены на продажу в рамках нью-йоркских торгов, которые пройдут в январе следующего года. Это ли не лучший момент для того, чтобы подвести итоги года уходящего?
Все шесть работ — экспонаты стенда Christie’s на открывающемся сегодня в Экспоцентре Московском международном салоне изящных искусств. Это событие подведет своего рода черту под вереницей более чем удачных мероприятий аукционного дома, прошедших в этом году в России. На протяжении последних 12 месяцев мы провели в общей сложности десять мероприятий — от проходившей в рамках «Арт-Москвы» небольшой, но крайне познавательной лекции молодой английской художницы Аделин де Монсеньят до апрельской выставки в роскошно отреставрированных залах дома Муравьева-Апостола, экспонатами которой стали лоты предстоящих торгов и работы, предлагаемые нашим отделом частных продаж.
Находиться в окружении этих прекрасных картин — настоящий праздник, но полотно, которое безраздельно приковывает мое внимание, — это «Богоматерь с младенцем Христом и св. Иоанном Крестителем» кисти Сандро Боттичелли. Цветовая палитра и композиционное решение произведения создают незабываемое впечатление, заставляя зрителя поверить в то, что изображенная на нем фигура Богоматери буквально манит за собой, одновременно наполняя душу теплом, превращая этот небольшой, но уютный стенд в превосходное убежище от холода русской зимы.
Восхищению от созерцания этой работы способствует и ее безупречный провенанс. Одним из первых владельцев работы был известный арт-дилер барон Дювин, чью биографию должны обязательно изучать все, кто интересуется арт-рынком. Бесспорно, связь с фамилией Рокфеллеров прибавляет значимости данной работе, но не стоит забывать и о том, что клиентами Дювина были представители и других, не менее знатных семей, включая русских покупателей. Продолжительные и подчас непростые отношения связывали Дювина с Феликсом Юсуповым. Поэтому принимать участие в решении дальнейшей судьбы этой работы — огромная честь.
Салон изящных искусств, шестой по счету, проводится впервые после кризиса 2008 года. Его возрождение — отрадно для всего русского арт-рынка и вселяет надежды на то, что грядущий год будет еще успешнее уходящего. За последний год произошло много изменений: одни галереи закрылись, другие претерпели некоторые преобразования, а третьи (как, например, MSK Eastside Gallery) открылись, что заставляет радоваться появлению новых лиц на российском арт-рынке. В качестве доказательства заинтересованности мирового арт-сообщества в происходящем на российском рынке можно привести заявление руководства галереи Тейт о намерении приобрести несколько произведений современного русского искусства, а также недавно прошедшую выставку галереи Чарльза Саатчи, посвященную творчеству современных русских художников.
Межнациональный культурный диалог крайне важен для нашей деятельности, и в целях его поддержания в будущем году я планирую продолжить приглашать в Москву ведущих специалистов из российских регионов, стран СНГ, Азии, Европы и США для проведения мероприятий в рамках нашего образовательного проекта. Программа мероприятий на 2013 год будет не менее насыщенной и интересной, чем в уходящем году. Наши клиенты прекрасно разбираются в интересующей их тематике, поэтому нашей задачей является предоставить им захватывающие темы для обсуждения. Сегодня вечером состоится лекция русского специалиста по искусству старых мастеров Christie’s Алексея Ашота, которая будет посвящена итальянской живописи эпохи Возрождения.
Я снова смотрю на картину Боттичелли и понимаю, несмотря на отделяющие нас от изображенного на заднем плане зеленого пейзажа камни, Богоматерь и младенец Иисус кажутся живыми и как будто сошедшими с полотна. Благодаря оформлению стенда мне сложно забыть о том, что нахожусь я не в имении богатого коллекционера, а на выставочном стенде. Но ведь наша задача заключается именно в том, чтобы показать зрителю интерьер, в котором эта картина, вероятно, проведет свои ближайшие годы. Мы привезли на московский салон всего шесть работ не потому, что не могли привезти больше, а потому, что их значимость требует неспешного и внимательного созерцания.
Задержитесь ненадолго и полюбуйтесь на шедевр Боттичелли. Эта относящаяся к эпохе Возрождения работа, которая, вполне возможно, в будущем может очутиться в одной из русских коллекций, служит превосходным символом обновленного Московского международного салона изящных искусств. Уходящий год был полон интересных событий, в то время как команда московского представительства Christie’s с нетерпением ждет наступления нового, 2013 года.
www.rbcdaily.ru/