17 — 27 февраля «Film Noir. Другая сторона Голливуда».
На фестивале «Film Noir. Другая сторона Голливуда», впервые на плёнке, покажут культовые американские фильмы нуар (film noir). Санкт-Петербург, киноцентр «Родина».
Впервые будет представлено эстетское направление в истории мирового кино — film noir («фильм-нуар»). Специально для этого и масштабного мероприятия в Россию привезут оригинальные 35-миллиметровые пленки с фильмами-легендами. Зрители услышат подлинные голоса актеров и смогут прочувствовать звучание «крутого американского английского».
Почему стоит посетить фестиваль? Film noir отвечает всем запросам синефила:
детективная интрига
«круто сваренный» сюжет от лучших авторов американских детективов
истории о преступлениях и наказаниях, аферах и возмездиях. Happy end, возможно, и будет, но только какой ценой
герои, в чьих жизнях сила рока неотвратима так же как в античной трагедии
самые сексуальные и опасные femme fatale
изысканный визуальный ряд
в главных ролях самые мужественные актеры Голливуда: Хэмфри Богарт, Кирк Дуглас, Джек Николсон; и самые притягательные актрисы: Мэрилин Монро, Рита Хейворт и Фэй Данауэй.
Фестиваль откроется 17 февраля фильмом «Сансет бульвар», одной из самых ярких и ироничных историй о Голливуде и звездах немого кино, которую снял Билли Уайлдер, известный всем по фильму «В джазе только девушки». В программе фестиваля также «Мальтийский сокол» — первый film noir; «Асфальтовые джунгли» — одна из первых ролей Мэрилин Монро в большом кино; «Китайский квартал» — фильм знаменитого режиссера Романа Полански; «Убийство» Стэнли Кубрика — почти документально зафиксированная история преступления и другие фильмы.
В рамках off-программы фестиваля кинокритик Анжелика Артюх прочитает публичную бесплатную лекцию по фильмам нуар: истории появления жанра и его стилистических особенностях. Господин Эрик Джонсон, консул по вопросам прессы и культуры Генерального консульства США в Санкт-Петербурге, прочитает лекции о фильмах нуар в двух крупнейших ВУЗах Петербурга.
РАСПИСАНИЕ ФЕСТИВАЛЯ:
17 февраля, четверг, 18.45
«САНСЕТ БУЛЬВАР» (Sunset Boulevard)
18 февраля, пятница, 19.00
«МАЛЬТИЙСКИЙ СОКОЛ» (The Maltese Falcon)
Джон Хьюстон (John Huston) / США / 1941 / 101’00’’
19 февраля, суббота, 19.00
«ЦЕЛУЙ МЕНЯ НАСМЕРТЬ» (Kiss Me Deadly)
Роберт Олдрич (Robert Aldrich) / США / 1955 / 104’00’’
20 февраля, воскресенье, 18.50
«ГИЛЬДА» (Gilda)
Чарльз Видор (Charles Vidor) / США / 1946 / 120’00’’
23 февраля, среда, 19.15
«ИЗ ПРОШЛОГО» (Out of the Past)
Жак Турнёр (Jacques Tourneur) / США / 1947 / 97’00’’
24 февраля, четверг, 19.00
«АСФАЛЬТОВЫЕ ДЖУНГЛИ» (The Asphalt Jungle)
Джон Хьюстон (John Huston) / США / 1950 / 112’00’’
25 февраля, пятница, 19.30
«УБИЙСТВО» (The Killing)
Стенли Кубрик (Stanley Kubrick) / США / 1956 / 85’00’’
26 февраля, суббота, 18.45
«КИТАЙСКИЙ КВАРТАЛ» (Chinatown)
Роман Поланский (Roman Polanski) / США / 1974 / 130’00’’
27 февраля, воскресенье, 19.00
«ДЬЯВОЛ В ГОЛУБОМ ПЛАТЬЕ» (Devil in a Blue Dress)
Карл Франклин (Carl Franklin) / США / 1995 / 102’00’’
ЧТО ТАКОЕ FILM NOIR?
Первые картины в жанре нуар (film noir) появились в Америке в начале Второй мировой войны. Этот жанр отражал напряженную атмосферу в обществе — следствие нестабильности жизни военной и послевоенной поры. Нуары стали полной противоположностью оптимистичным голливудским мюзиклам и комедиям. Это был совершенно ДРУГОЙ ГОЛЛИВУД.
Сюжеты, темы и персонажи кинематографический нуар унаследовал от «черных детективов» Дэшила Хэммета и Раймонда Чэндлера, выходивших в межвоенные десятилетия огромными тиражами, и гангстерских фильмов 1930-х годов, отличаясь от них, тем не менее, по стилю и по образам. Визуальные приемы и мотивы привнесли немецкие экспрессионисты — режиссеры и операторы, бежавшие в 30-е годы от нацизма из Австрии и Германии в Америку.
Фильмы, создаваемые в новом стиле, быстро завоевывают признание и к середине 1940-х годов становятся очень популярными среди зрителей. Жесткие истории с детективной интригой, брутальные мужчины с мрачным прошлым и роковые женщины (femmes fatales), ослепительно красивые и несущие смерть, приходятся по вкусу послевоенной публике. Визуальное совершенство нуаров — контрастное освещение, необычное построение кадра, неожиданные ракурсы, резкие монтажные соединения — завораживает и по сей день. Фоном для стремительно разворачивающихся любовных страстей служат городские джунгли — казино и полицейские участки, сомнительного вида отели, кафе и рестораны. Словно туго сжатая пружина раскручиваются отношения между главным героем и коварной, таинственной красавицей. Рискованная игра, затеянная героинями, приводит к гибельной развязке, а в финале звучат не победные фанфары, а полицейская сирена или звуки выстрелов. Черно-белый фильм нуар — изысканный, циничный и стильный — точно отражает мучительные метания и разочарованность людей послевоенного времени.
С конца 1950-х годов это направление переживает упадок и возрождается в 1970-е годы, когда война во Вьетнаме породила новое потерянное поколение. Лишенные иллюзий герои, безжалостные и уязвимые, вернулись на большой экран; только теперь за место под солнцем начали бороться энергичные, умные, независимые и невероятно соблазнительные женщины, нарушающие все социальные нормы. Но главным в нео-нуарах остается стиль, а точнее — тончайшая стилизация ушедшего времени.
ПОДРОБНЕЕ О ФИЛЬМАХ:
«МАЛЬТИЙСКИЙ СОКОЛ» (The Maltese Falcon, 1941)
Блестящий дебют Джона Хьюстона, будущего лауреата премии «Оскар» и обладателя международных кинонаград. Его первая режиссерская работа положила начало жанру фильмов нуар в кинематографе. Для Хамфри Богарта роль частного детектива Сэма Спейда стала «звездным билетом». Лучший актер в истории кино по версии Американского института киноискусства и герой легендарной «Касабланки» (Casablanca, 1942) вывел на экран хладнокровного, беспощадного и обаятельного антигероя. Фильм стал кассовым хитом и получил три номинации на премию «Оскар» в категориях «Лучший фильм», «Лучший сценарий» и «Лучший актер второго плана».
«ГИЛЬДА» (Gilda, 1946)
После выхода на экраны фильма Чарльза Видора за актрисой Ритой Хейворт закрепилось звание голливудской богини. Роль роскошной красавицы сделала актрису секс-идолом американских зрителей. Муж Гильды — владелец казино — использует ее откровенную сексуальность для реализации собственных планов. Спустя два года Рита Хейворт вновь блеснула в роли femme fatale в нуаре «Леди из Шанхая», снятом ее мужем — режиссером Орсоном Уэллсом.
«ИЗ ПРОШЛОГО» (Out of the Past, 1947)
Один из самых совершенных образцов нуара, полное собрание его жанровых мотивов и приемов. Режиссер Жак Турнёр подарил Роберту Митчуму его первую звездную роль — роль бывшего частного сыщика Джеффа Бэйли, пытающегося скрыться от своего прошлого, которое его все-таки настигает. На роль гангстера Вита Стерлинга, хищного и безжалостного противника главного героя, режиссер пригласил Кирка Дугласа — будущую звезду фильмов Стэнли Кубрика.
«АСФАЛЬТОВЫЕ ДЖУНГЛИ» (The Asphalt Jungle, 1950)
Историю, рассказанную в этом нуаре, режиссер Джон Хьюстон и сценарист Бен Мэддоу называли «образцом неуклюжих человеческих усилий». Вышедший из тюрьмы медвежатник Эрвин «Док» Риденшнайдер (Сэм Джаффе) разрабатывает блестящий план ограбления ювелирного магазина и собирает команду отличных профессионалов. Но тщательно собранную конструкцию с самого начала начинает разрушать безжалостный рок. Фильм стал пропуском в большое кино для юной Мэрилин Монро, сыгравшей роль Анжелы Финлей, любовницы прожженного адвоката Эммериха (Луи Кэлхерн).
«САНСЕТ БУЛЬВАР» (Sunset Boulevard, 1950)
Один из величайших фильмов о Голливуде и триумф актрисы Глории Свенсон. Главный герой — журналист Джо Гиллис (Уильям Холден) — жаждет признания и славы. Его новая знакомая, звезда немого кино Норма Десмонд (Глория Свенсон), грезит о возвращении в кино. Прельстившись гонораром за сценарий, молодой человек остается жить в некогда роскошном особняке актрисы, напоминающем могильный склеп. На роли второго плана режиссер Билли Уайлдер пригласил кинозвезд прошлого — Сесила Блаунта де Милля, Бастера Китона и Эрика фон Штрогейма.
«ЦЕЛУЙ МЕНЯ НАСМЕРТЬ» (Kiss Me Deadly, 1955)
Шестая работа в кинокарьере Роберта Олдрича. Этот фильм многие критики называли последним нуаром и одной из самых удачных экранизаций детективов Микки Спилейна. Ночная встреча (Клорис Личмэн) втягивает Майка Хаммера (Ральф Микер) в смертельный водоворот событий, сохраняющих интригу до самого конца фильма.
«УБИЙСТВО» (The Killing, 1956)
Третий полнометражный художественный фильм Стэнли Кубрика подтвердил неординарность его таланта. Рассказ-головоломка двигается во времени то вперед, то назад, раскрывая характеры персонажей. Джонни (Стерлинг Хайден), задумавший с помощью нескольких компаньонов сорвать куш в два миллиона долларов, уверен, что у него все под контролем. Сюжетную конструкцию кубриковского нуара Квентин Тарантино использовал в «Бешеных псах» (Reservoir Dogs, 1992) и «Криминальном чтиве» (Pulp Fiction, 1994).
«КИТАЙСКИЙ КВАРТАЛ» (Chinatown, 1974)
В этом фильме Роман Полански мастерски рассказывает зловещую историю из жизни Лос Анжелеса 1930-х годов. Первые работы Полански, сделанные еще в Польше, сразу привлекли внимание специалистов кино. Безупречное владение детективной интригой, виртуозная работа с освещением и камерой, ироничные диалоги и нетривиальные герои позволили критикам поставить молодого режиссера в один ряд с Альфредом Хичкоком и мастерами нуара. «Китайский квартал» стал последним фильмом, снятым Полански в США. В 1978 году он был вынужден покинуть страну из-за сексуального скандала, связанного с несовершеннолетней девушкой.
«ДЬЯВОЛ В ГОЛУБОМ ПЛАТЬЕ» (Devil in a Blue Dress, 1995)
Закроет фестивальную программу фильм-нуар 1990-х годов. Этот нео-нуар содержит все обязательные элементы нуара классического: частный детектив, настойчивый в своих устремлениях, подозрительная и невероятно притягательная героиня, вероломные клиенты, жестокие полицейские и глубокая мрачная тайна, окрашивающая сюжет в темные, ужасающие тона. Но режиссер Карл Франклин иронически переосмысливает жанровые каноны.
Источник: kinote.info