МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

19-20 ноября. К 300-летию рождения М.В. Ломоносова

19-20 ноября. К 300-летию рождения М.В. Ломоносова

19 ноября страна будет отмечать 300-летие выдающегося соотечественника – М.В. Ломоносова, первого русского ученого-естествоиспытателя мирового значения, химика, физика, астронома, географа, металлурга, геолога, просветителя, историка, поэта, заложившего основы развития в России не только естественных наук, но и литературного русского языка, ... Государственный музей А.С. Пушкина
ул. Пречистенка, 12/2, ст.м. «Кропоткинская»

Выставка с интригующим названием «Тайна русской культуры» открылась еще в сентябре и тем самым ознаменовала ряд юбилейных мероприятий,  посвященных Ломоносову. 

В основе развернутой экспозиции (художник А.Конов) – уникальные издания, документальные свидетельства, портретная галерея, предметы эпохи из фондов Государственного музея А.С. Пушкина, государственных архивов и музеев России. 

Музей А.С. Пушкина стал местом проведения выставки, посвященной М.В. Ломоносову, не случайно. Великий ученый – выдающееся явление не только в русской науке, но и в русской культуре. В свое время Ф.М. Достоевский представил в «Дневнике писателя» вариант отечественного Пантеона: «Бесспорных гениев с бесспорным «новым словом» по всей литературе нашей было всего только три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь»... 

Ломоносов – тайна русской культуры, которую разгадывают три столетия и которую предстоит разгадывать будущим поколениям. Название выставки и ее художественное решение согласуются с интереснейшими музейными материалами. Судьба Ломоносова уникальна и мифологична. В русской культуре она столь же важна, как и творчество Ломоносова. Уникальность и мифологичность ее определяется географическим и метафорическим путем – от крестьянина-помора до академика и поэта со всероссийской славой. Это путь Корабля, который и стал символическим «ключом» экспозиции, рассказывающей о жизни и творчестве великого соотечественника. Остановки по пути следования Корабля – знаковые этапы жизни Ломоносова: Москва, Санкт-Петербург, Академия... 

С Академией неразрывно связано литературное творчество Ломоносова. По поручению и от имени Академии он сочинял торжественные оды, разрабатывал проекты грандиозных иллюминаций и фейерверков и надписи к ним, произносил похвальные речи, сотрудничал с периодическими изданиями. 

Значительная часть экспозиции посвящена поэтическому творчеству Ломоносова. Его поэзия – воплощение блистательного века Елизаветы и начало великой эпохи Екатерины. В творчестве поэт исполнял гражданский долг и обращался, прежде всего, к государю. Эффектность и имперский характер поэтических строк напоминают архитектуру Растрелли. И тот, и другой своими творениями возвышали государя и воспевали силу государства. Растрелли создавал грандиозные и пышные дворцы, Ломоносов – торжественные и духовные оды. Поэту удалось прославить всех самодержцев, при которых ему довелось творить. При этом Ломоносов знал цену вдохновению: «...музы не такие девки, которых всегда изнасильничать можно. Оне кого хотят, того и полюбят». 

Особая тема в сюжетном строении выставки – «Ломоносов и пушкинский век». Образ Ломоносова как символа русской культуры начал формироваться вскоре после его смерти. В начале XIX века имя поэта-ученого превратилось в знамя литературной борьбы. Пушкин – прямой наследник этих дискуссий. Для него Ломоносов – гений, «великий сподвижник великого Петра», великий человек и ученый: «...Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, <...> и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка...».

13 ноября 2011 г.
Комментарии