МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

1 — 9 августа. Андрей Кончаловский — «Годы дальних странствий» А также читайте монолог Кончаловского из книги Дины Радбель «Я эгоист?»

1 — 9 августа. Андрей Кончаловский — «Годы дальних странствий» А также читайте монолог Кончаловского из книги Дины Радбель «Я эгоист?»

Ретроспектива приурочена ко дню рождения режиссера и выходу в свет зарубежной коллекции DVD с одноименным названием (издано компанией «Новый диск»).

Коллекционное DVD-издание включает также книгу Андрея Кончаловского «Годы дальних странствий» об истории создания его зарубежных фильмов.

4-й Сыромятнический переулок, д. 1, ЦСИ «Винзавод», Зеленый ангар/ «КИНОклуб»

«Где бы я ни находился — в России, в Советском Союзе, за рубежом — я всегда снимал свои картины про одно: про тайну человеческой души», — говорит Андрей Кончаловский. В этом можно будет убедиться, посетив «КИНОклуб». В самом сердце арт-Москвы, в летнем зале «КИНОклуба на Винзаводе», будут демонстрироваться девять фильмов Андрея Кончаловского, созданные им за рубежом в период с 1984 по 2003 год.

Это не просто девять вечерних кинопоказов в небольшом уютном зале, куда из-за развевающихся портьер врывается летний ветер. Это вечера-воспоминания: девять известных люд ей, включая самого режиссера, каждый день будут представлять один из фильмов, с которым у них связаны определенные истории из жизни.

На протяжении всей ретроспективы в фойе «КИНОклуба на Винзаводе» будет представлена выставка афиш и редких фотографий со съемочных площадок фильмов Андрея Кончаловского.
Ретроспективу откроет сам Андрей Кончаловский. На творческой встрече со зрителями и журналистами, которая состоится 1 августа в 19-00, режиссер расскажет о проекте и ответит на вопросы, а также представит свой фильм «Стыдливые люди».

Программа:

1 августа 19.30 — сбор гостей
20.00 — Творческая встреча с А.С. Кончаловским
21.30 — начало сеанса
SHY PEOPLE / «Стыдливые люди», 1987 г. — 111 мин.
Фильм представляет А.С. Кончаловский

2 августа RUNAWAY TRAIN / «Поезд-беглец», 1985 г. — 100 мин.
Фильм представляет Михаил Козырев (ведущий на радиостанции «Серебряный дождь» и ТВ «Дождь»)

3 августа TANGO AND CASH / «Танго и Кэш», 1989 г. — 104 мин.
Фильм представляет Егор Кончаловский (режиссер)

4 августа MARIA'S LOVERS / «Возлюбленные Марии», 1983 г. — 111 мин.
Фильм представляет Виталий Манский (режиссер-документалист, продюсер)

5 августа DUET FOR ONE / «Дуэт для солиста», 1986 г. — 107 мин.
Фильм обещал представить Артемий Троицкий (музыкальный критик, искусствовед, журналист)

6 августа THE ODYSSEY / «Одиссей», 1997 г. — 180 мин.
Фильм представляет Антон Долин (кинокритик, ведущий радиостанции «Вести FM»)

7 августа THE LION IN WINTER / «Лев зимой», 2003 г. — 180 мин.
Фильм представляет Олег Погодин (сценарист, режиссер, критик)

8 августа HOMER AND EDDIE / «Гомер и Эдди», 1989 г. — 99 мин.
Фильм представляет Евгений Марголит (киновед)

9 августа THE INNER CIRCLE/ «Ближний круг», 1992 г. — 132 мин.
Фильм представляет Юрий Гладильщиков (кинокритик, журналист)

Фильмы будут демонстрироваться на языке оригинала (английский) с русскими субтитрами.

Монолог Кончаловского из книги Дины Радбель «Я эгоист?»
Андрей Кончаловский:
«Чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, что можно все. Две вещи — инвестиция в детей и учеба — самые прекрасные проявления эгоизма. В этом суть идеального эгоизма — он делает из вас духовного человека. Счастье не в том, чтобы получить все, чего хочешь, а в том, чтобы хотеть то, что имеешь».

Такого Андрея Кончаловского, вряд, ли вы знаете. Он отвечает на вопросы, которые не имеют отношения к культуре, кинематографу, профессии, политике и личной жизни, а просто пытается разглядеть мир и себя через призму человеческого эгоизма.


Мне кажется, что эгоизм — самое человеческое из всех чувств. Ведь чем человек отличается от животного? Человек в отличие от животного, понимает смысл инстинкта самосохранения. Способность понять, что чувство самосохранения важнее всего, собственно, и делает человека человеком, то есть эгоистом. Ведь у животных эгоизма нет. Уничтожая тех, кто слабее, они просто выживают. Человек, наделенный разумом и эмоциями, стремится дать как можно меньше, а за это взять как можно больше. У животного нет ни эмоций, ни выбора. Только человек способен на жертву, потому что он может осознанно выбирать: делать что-то или не делать, сам решает, быть эгоистом или не быть. Он, как правило, этим вопросом особенно не озадачивается и остается эгоистом. Безусловно, есть исключения, но в основном это святые и сумасшедшие, и те и другие способны на абсолютное отсутствие эгоизма. На мой взгляд, они все-таки ненормальные люди, другой вопрос, что такие обществу необходимы. Мне же кажется, эгоистические побуждения ближе к норме, Ия еще раз повторю, эгоизм — самое человеческое из всех чувств.

Если представить абсолютное отсутствие контроля над человеком, если бы не было ни морали, ни законов, ни милиции, ни государства, человек очень быстро превратится в чудовище гораздо хуже животного, ибо, зная о своей безнаказанности, он способен на ужасные поступки. Ричард III говорил о себе: «Животное знает чувство сострадания, но я не животное. Я хуже. Я — человек». Человека сдерживает страх быть наказанным и желание соответствовать морали общества, в котором он живет. Государство и этика возникли с целью устрашения, чтобы человек не превратился в животное и понимал, что морально, а что — нет. В религиозной этике (я имею в виду христианскую этику) эгоизм в определенном смысле приравнен к недостаткам; этика учит людей быть добрыми, справедливыми, не совершать преступных действий. Если человека лишить этики, то он во всех своих проявлениях скатится к абсолютному эгоизму. Абсолютный эгоизм — это уже плохо. Потому что эгоизма, впрочем, как и всего остального, должно быть в меру.

Чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, что МОЖНО ВСЕ. Я ни в коем случае не противоречу себе. Когда меня спрашивают, что можно, а что нельзя, я отвечаю: можно все, но за все придется отвечать. Учтите это. Когда меня раньше обвиняли в эгоизме, я обижался, потому что обвиняли по мелочам. По большому счету, человек начинает быть эгоистом в тот момент, когда понимает себя. Когда он в первый раз понимает себя, он уже эгоист, сначала на уровне инстинктов, у ребенка инстинктивное: «Мне, мне, мне, мне». Когда развивается интеллект, начинается отчуждение самосознания. Когда человек начинает про себя говорить «он», когда он в состоянии смотреть на себя в психологическое зеркало, возникает контроль над тем, что «я» делаю. Вот тогда человек тайно, только себе или не тайно, во всеуслышание (все зависит от того, насколько он умен или циничен) признается — эгоист он или нет. Я думаю, среди нормальных людей неэгоистов нет, им свойственны человеческие недостатки, а эгоизм — один из самых человеческих недостатков. Ведь он, бывает, проявляется в сущих пустяках: вот сейчас меня никто не видит, возьму-ка я себе самый большой кусок пирога... Сколько раз я ловил себя на мысли: что-нибудь спереть, пока никто не видит, так, потихонечку... Себе многое прощаешь. Мне кажется, эгоизм — это потребность, даже точнее, неистребимое желание удовлетворить потребность. Но потребности с возрастом меняются, и вместе с ними видоизменяется эгоизм. Есть несколько уровней человеческой жизни: биологический и социальный. У одного потребность иметь больше, чем другие, другого потребность быть больше, чем другие. Это называется тщеславием, но разве оно не тот же эгоизм?

Все живое требует пространства. Жизнь, даже самая маленькая, тоже. Она не может быть там, где его нет. Всегда и всюду идет борьба за место под солнцем. В метро — чтобы сидеть, в купе — за место на столике, в тюрьме — за нижние нары... Человеку свойственно бороться за пространство, если эта потребность у него сильнее других. Другое дело, если потребности меняются. Я прекрасно помню время, когда выторговывал, а бывало и воровал у мамы конфеты, помню обиды, когда что-то вкусное съедали без меня. Это тоже эгоизм. До определенного уровня жажда справедливости не что иное, как производное от эгоизма. Я хочу, чтобы у меня было столько же, сколько у других, хотя на самом деле было бы абсолютно нормально стремиться к максимуму, чтобы получить больше, чем у других. Но пока пусть хотя бы поровну, главное, чтобы не меньше. Я ведь думаю только о себе. Как я отношусь к себе? Какое место хочу занимать в физическом пространстве? Почему чем человек богаче, тем больше у него территория? И взрослый, как маленький причитает: «Мое, мое, мое... Мне, мне, мне...». Однако материальная сторона решает только часть потребностей, дальше начинается социальная. И новая потребность — жажда славы. Человек имеет много денег, но об этом никто не знает. Он полное г...., но хочет, чтобы его считали хорошим и каким-то особенным, и для этого начинает работать в другой сфере, более выигрышной, а чтобы показать, какой он хороший, организует пиар кампанию. Вот тут включается эгоизм пространства, но уже ПРОСТРАНСТВА В УМАХ. Ведь что такое слава? Это пространство в умах других. Чем большее количество умов занято тобой, тем больше слава, тем больше удовлетворяешь свой эгоизм.

Великий чернокожий бегун Джесси Оуэнс, победивший на Олимпиаде в Берлине в 1936 году (чем и взбесил нацистов), дожив до старости, сказал замечательную вещь: «Медали, слава, победа — все это, конечно, важно, но ты должен думать о том, как использовать славу, которую ты приобрел в своей жизни, на благо других». И в этом случае, акты эгоизма могут стать актами альтруизма.

Рассуждая о человеке вообще, я, конечно, имею в виду себя. Мой эгоизм сегодня — это совсем другое, чем двадцать лет назад. Только с годами понимаешь, в чем смысл жизни, и, когда уже разобрался сам с собой, начинаешь менять свое отношение к тому, что называется смыслом жизни. Если в двадцать лет ты не думаешь, что жизнь конечна, и детей воспринимаешь только как повод к возможным алиментам, то в сорок что-то резко меняется, и ребенок уже нужен, потому что пора. В шестьдесят, когда рождается ребенок, ты принимаешь это иначе: «Боже мой! Какое счастье, что у меня еще может быть ребенок!». И этот ребенок — часть обретенного смысла, и ты начинаешь в него инвестировать. Инвестиции — это ведь необязательно деньги. Можно отдать деньги и забыть... Инвестировать свое время, посвящать ребенку чувства и эмоции. Чем больше ему отдаешь, тем он для тебя дороже. Разве это не эгоизм? Качественное воспитание детей, чтобы они были и здоровыми, и умными, и образованными, — это высшая форма позитивного эгоизма, в этом случае удовлетворение потребностей может быть идеальным. Твои дети — это твое бессмертие. Но, если ты не будешь заботиться о своих детях или будешь заботиться обо всех детях, как о своих, у тебя ничего не получится. Нельзя любить всех детей, не хватит сил. Здесь нужен эгоизм, чтобы думать только о своих детях, тогда будет семейственность и преемственность поколений.

Две вещи — инвестиция в детей и учеба — самые прекрасные проявления эгоизма. Человек учится для себя. Он может, конечно, делиться знаниями, передавать их, но в принципе учится потому, что у него есть энергия учиться. Конфуций сказал: «Я молод, пока учусь...». Я вспоминаю своего деда, который в 75 лет начал учить английский язык и в восемьдесят уже читал Шекспира в подлиннике. Ну зачем ему был английский? Да затем, что он думал о себе, не о других, он хотел и это успеть. С этой точки зрения я всегда был эгоистом. Я всегда учился и до сих пор учусь. В каббале об этом много говорится, что человек — существо эгоистичное, если бы он не был эгоистом, он не мог бы жить. В этом суть идеального эгоизма — он делает из вас духовного человека.

Чистые пожертвования не есть абсолютная жертва. Я даже думаю, что святой может принести немало горя, если будет прощать всем и все; так можно простить и геноцид, и Холокост, и все на свете можно простить.
Существует корыстный и бескорыстный эгоизм. Бескорыстный эгоизм в желании познать Бога. Я хочу познать Бога! Я хочу служить! У Леонида Андреева есть знаменитый рассказ «Иуда Искариот», где он трактует поцелуй Иуды, как его (Иуды) желание, чтобы Христос покинул землю. И после этого он повесился. Что заставило Иуду так поступить? По Андрееву, всего лишь желание остаться единственным учеником. Иуда предал Христа, чтобы остаться с ним один на один.

Со временем начинаешь понимать: все, что делаешь для других (если хватает сил и мужества), делаешь в результате для себя, причем самая высшая форма любого добра анонимная. Конечно, приятно, когда все знают, что ты сделал что-то для других, но самая высшая форма, когда никто об этом не знает. Это самый эгоистический эгоизм на свете, это сама гордыня!

«Полюби ближнего своего, как самого себя». Любовь бывает разная, а способность любить вообще — то мало от нас зависит. Любим как умеем, как чувствуем, как природой дано. Одни бескорыстно, полностью отдавая себя, другие корыстно, требуя возврата. Бескорыстная любовь так же сильна и подлинна, как та, что требует возврата. Нет одинаковых чувств, как нет и одинаковых характеров. Есть характер, который хочет только давать, но это не значит, что он не эгоист, он отдает все равно для себя. Есть характер, который хочет быть зависимым, его пинком под задницу, а он возвращается. Есть и такой, что хочет подавлять. Есть характер, который служит тем, кто подавляет, и даже служит тем, кто служит.

Я не могу в двух словах объяснить, как люблю я и как любят меня. Не могу выделить свое самое главное достижение в жизни. Наверное, если человек стремится к достижениям, он прежде всего должен познать себя. Чем раньше это произойдет, тем больше счастья он получит от жизни. Множество людей несчастны, хотят чего-то такого, чего не могут получить, не в состоянии получить! Если они захотят чего-то достижимого, то станут счастливыми. Счастье не в том, чтобы получить все, чего хочешь, а в том, чтобы хотеть то, что имеешь.

Моя внутренняя цель — это попытка ограничить себя в своих потребностях, иметь только те, которые я в состоянии удовлетворить.

22 июля 2011 г.
Комментарии