20-28 октября. XXXIII Российский Антикварный Салон
Центральный Дом Художника
Особое событие осеннего сезона на отечественном антикварном рынке. На 8 600 кв.м. разместятся стенды 250 участников.
В Центральной зоне Салона, где разместятся стенды наиболее авторитетных российских антикварных галерей, посетители смогут увидеть около 20 тематических экспозиций. Их направленность демонстрирует стабильность коллекционерских пристрастий — наследие русской художественной эмиграции и классика советского периода, серебро прославленных русских фирм и эксклюзивные памятники усадебной культуры, произведения ведущих отечественных мастеров конца 19 — первой трети 20 века и артефакты церковного искусства. Особое внимание обращает на себя растущее представительство прикладного искусства: мебели, фарфора, стекла и бронзы. Причем равной популярностью пользуются и изделия в духе высокой неоклассики 18-19 веков, и произведения в стилях ар-нуво и ар-деко.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ XXXIII РОССИЙСКОГО АНТИКВАРНОГО САЛОНА.
Немецкая живопись конца XV — первой половины XVI века.Из частных собраний Москвы. Семья Кранахов, их предшественники и современники.
Куратор — В. Садков
Особое место в экспозиции 33 Российского Антикварного Салона займет специальный проект, приуроченный к году Германии в России. В экспозиции представлены 20 картин из частных собраний Москвы. Это работы замечательных немецких мастеров конца XV — первой половины XVI века, то есть Поздней Готики и Возрождения. Произведения немецкой школы этого периода крайне скудно представлены в ведущих отечественных собраниях, включая Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве. За исключением качественных картин художников из семьи Кранахов, в их коллекциях отсутствуют живописные произведения прославленных немецких мастеров, таких как Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Матиас Грюневальд, Ганса Бальдунг Грин и Альбрехт Альтдорфер. Объяснение этого неутешительного факта следует искать в истории отечественного коллекционирования, которое сформировалось в XVIII веке, в период господства эстетических предпочтений барокко, затем рококо и классицизма. Тогда творчество старых немецких художников, в отличие от мастеров Италии, Франции, Фландрии и Голландии, характеризовалось уничижительным в ту пору определением «готика» и не пользовалось сколько-нибудь серьёзным вниманием ценителей.
Ситуация решительно меняться в эпоху романтизма. С 1820-х годов на волне всеобщего интереса к национальному прошлому, его истории и культуре проявилось повышенное внимание к художественному наследию мастеров германоязычного региона. В России интерес к искусству «северной готики» (под этим определением понималось искусство Германии XV — первой половины XVI века) появился почти одновременно с Западной Европой. Заметную роль в этом процессе сыграл поэт и переводчик В.А.Жуковский, пропагандировавший эстетические взгляды немецких романтиков, неотъемлемой частью которых было восхищение готическим искусством. Первыми отечественными коллекционерами, обратившими своё внимание на произведения «готики» были дипломаты Д.П.Татищев и П.П.Вяземский — широко образованные люди, служившие в русских дипломатических миссиях в европейских странах. В последней четверти XIX столетия в Москве также сформировались собрания Д.И. Щукина и Г.А. Брокара.
В этом смысле выставка картин, принадлежащих четырём известным московским коллекционерам Г. Горященко, М.Б. Кочерову, А.В. Мельникову и М.Е. Перченко, выглядит важным органичным звеном, связующим разные этапы русского частного коллекционирования немецкой живописи конца XV — первой половины XVI века. Наиболее ранние памятники созданы мастерами конца XV столетия. Это доска «Св. Георгий отказывается поклониться языческому идолу» кисти анонимного швабского мастера (круг Бартоломеуса Цайтблома) и датированная 1496 годом и композиция «Бичевание Христа» кисти анонимного швабского мастера. Обе работы достойны украсить экспозицию любого музея. Одна из бесспорных жемчужин экспозиции — редкое по иконографии и выдающееся по художественному качеству изображение сцены Благовещения (с мистической охотой на единорога и Древом Иесея), которое было исполнено в конце XV века в регионе Верхнего Рейна монограммистом AG, входившим в число ближайших последователей Мартина Шонгауера.
Среди произведений первой трети XVI столетия нельзя не отметить «Снятие с креста», предположительно созданное работавшим в Страссбурге монахом-иоаннитом Вильгельмом Штеттером, а также створка алтаря «Св. Иоанн Евангелист» мастерской Лукаса Кранаха Старшего. Из кранаховской мастерской вышел и выразительный «Портрет Иоганна Фридриха Великодушного, курфюрста Саксонского», исполненный Лукасом Кранахом Младшим в 1547 году. Необычайно привлекательны работы художников, работавших под воздействием открытий Лукаса Кранаха Старшего и Альбрехта Дюрера и. Образный строй и стилистика картины «Хождение по водам», приписываемой Гансу Леонарду Шауфеляйну, несёт печать влияния дюреровского искусства. Она вводит зрителя в круг сложных философских идей и представлений, чрезвычайно популярных среди гуманистически образованных людей эпохи Реформации. Отдельную стилистическую группу образуют произведения Бартеля Брейна Старшего («Мужской портрет») и кёльнских художников его круга (парные портреты супругов и «Голгофа»).
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСПОЗИЦИИ XXXIII РОССИЙСКОГО АНТИКВАРНОГО САЛОНА.
Шедевры русской живописи рубежа XIX-ХХ веков из частных собраний
Галерея «Мастера»
Посетители смогут увидеть живописные полотна и акварели ведущих мастеров этого периода: В. Борисова-Мусатова, М.А.Врубеля, К.Коровина, Б.Кустодиева, К.Петрова-Водкина и других. Многие из представленных здесь работ экспонировались авторами на выставках «Мира искусства» и Союза русских художников, а после этого в течение столетия были недоступны для широкой публики.
Шедевры графики великого русского рисовальщика Бориса Григорьева. James Butterwick (London)/ Ravenscort Galleries
В экспозиции представлены шедевры графики великого русского рисовальщика Бориса Григорьева. Работы из собрания Джеймса Баттервика и Ravenscort Galleries происходят из знаменитых русских коллекций, так например рисунок «В деревне» — из собрания Бурцева и опубликован в «Моем Журнале» в 1914 году. Другие работы были выполнены художником для его знаменитых серий Интимите и Рассея в 1910 — е годы. Все работы участвовали в монографической выставке 2010-11 гг в Русском Музее и Третьяковской Галерее и многократно опубликованы в каталогах выставок и монографиях по творчеству Григорьева.
Произведения русских художников под общим названием «ИМЕНА»
Галереей «Русский авангард 10-30 гг.»
В данную экспозицию входят работы таких живописцев как В.Э. Борисов-Мусатов с его акварелью «Розы». Очаровательный графический портрет юной девушки, работы А. Харламова с условным названием «Невинность». Небольшая, но ранняя работа маслом классика русского авангарда Н.С. Гончаровой «Пейзаж с радугой». В экспозиции представлена ранняя пастель еще одного классика русского авангарда Михаила Ларионова. Будут показаны работы рано умершего члена объединения «Голубая роза» Н.Н. Сапунова, и ученика К.Коровина, члена объединения «Мир искусства», В.И. Денисова. Классическое русское искусство будет представлено двумя портретами: женский портрет знаменитого русского художника А.Г. Венецианова и «Портрет статского советника» работы П.Е. Пушкарева.
Русские мастера, прославившие Россию
Галерея Galantic (Галантик)
В собрании представлены прекрасные изделия из фарфора и стекла: редчайшие скульптуры, вазы, чайные пары. Вниманию посетителей две коллекции: более 200 предметов стекла Императорского стеклянного завода, 19-20 веков, 250 пасхальных фарфоровых яиц Императорского фарфорового завода с ликами святых, орнаментальных и цветочных.
Коллекция древнерусской живописи XV-XIX вв.
Галерея «Церковная старина»
Коллекция древнерусской живописи XV-XIX веков. Основу собрания составляют иконы, представляющие музейную ценность: иконы строгановских мастеров, мастеров оружейной палаты и иконы «романовских писем». Широко представлена иконопись северной Руси XVII столетия.
Поставщики Двора его Величества
Антиквариат на Кутузовском, 24
Коллекция основных поставщиков Двора его Величества предметов прикладного и ювелирного искусства. В экспозиции представлены выдающиеся имена мастеров фирмы К. Фаберже, К.Э.Болина, И.П. Хлебникова, П.А. Овчинникова, Й. Маршака.
Произведения художников русской эмиграции первой половины ХХ века, выполненные в стилистике модерна и ар деко.
Галерея «Элизиум»
В экспозицию вошли произведения Марии Лагорио, исполненные восковыми красками (техника энкаустики) в стиле модерн, в том числе одна из значительных работ художницы «Богиня Кибела». Также галерея представляет картины Марии Васильевой, театральные костюмы и портреты Георгия Пожидаева, декоративные композиции Эрте. В своих произведениях на религиозные и мифологические темы, портретах, театральных работах художники обнаруживают связь с эстетикой символизма, стилистическими принципами модерна, ар деко и отчасти неоклассицизма.
Собрание кабинетной скульптуры второй половины XIX — первой трети XX веков. Салон «Бронза»
Единственный в стране специализированный антикварный «Салон Бронза» представляет вашему вниманию крупнейшее в России собрание кабинетной скульптуры второй половины XIX — первой трети XX веков. Экспозиция, насчитывающая около пятисот предметов, включает все жанровое разнообразие форм бронзовой пластики и все художественные стили европейского искусства. Но нашей особой гордостью является подборка скульптуры в стиле ар деко 1910-1930-х годов. По количеству и качеству предлагаемых салоном произведений, наше собрание малой пластики ар деко является уникальным.
Художественное стекло школы Нанси (Франция) конца 19-начала 20 веков
Дизайн–студия Инартэкс
Стекло играло роль в развитии стиля Модерн и Ар Деко. В стеклоделии, более чем в каком-либо другом виде декоративно-прикладного искусства, мастера объединили новые технические приемы с оригинальным фантазийным дизайном, создавая истинные произведения искусства. В экспозиции представлены стеклянные изделия фирмы Э. Галле, Бр. Дом, Легра, Тиффани, Бр. Шнайдер, а так же уникальная подборка стекла фирмы Альмерик Вальтер.
Русская художественная керамика конца XIX -начала XХ века.
Галерея «Красный Клин»
Галерея «Красный Клин» представляет собрание русской художественной керамики конца XIX — начала XX вв.
Предметы декоративно-прикладного искусства эпохи ар деко (1920-1940 гг.)
Галерея «Евроантиквар»
Уникальная в России коллекция декоративных ваз и настенных блюд работы знаменитых художников-керамистов Шарля Като (1880-1966) и Раймонда Шевалье (1900-1959), керамической фабрики в Сен-Гислене (Бельгия), серебряные столовые приборы и сервизы фабрики Christofle, созданные известным дизайнером Люком Ланелем (1893-1965) для пассажиров 1-го класса легендарного трансатлантического лайнера «Нормандия» в 1933 году.
Творчество Георгия Константиновича Савицкого
Галерея «Совком» и ИРРИ
Экспозиция станет своего рода ретроспективой творчества художника. В нее вошли натюрморты, портреты, батальные полотна и акварельные наброски кисти Георгия Савицкого. Всего в проекте задействованы более 30 живописных и графических работ художника из собрания Института русского реалистического искусства, галереи СОВКОМ и частных коллекций. Многие из этих произведений в свое время были репродуцированы на советских плакатах. Большинство из представленных работ ранее экспонировались на многочисленных выставках художника и были опубликованы в каталогах