24 апреля – стартовал X Московский Пасхальный фестиваль
(Фестиваль проходит с 24 апреля по 9 мая) Дина Радбель
В Москве в зале Чайковского стартовал X -ый юбилейный Пасхальный фестиваль. Маэстро Валерий Гергиев, благодаря которому фестиваль держится на плаву все эти годы, перед началом открывающего концерта пообщался с журналистами, взяв на себя роль ведущего пресс-конференции и ответчика. Компанию ему составили пианист Денис Мацуев и композитор Радион Щедрин.
«Если Россия будет жить только именами Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Лядова, Шостаковича – мы не продвинемся вперед. Необходимо популяризировать современных российских композиторов, воспитывать не только музыкантов, но и любителей музыки. И именно с этой целью Фестиваль с этого года приобрел международный масштаб».
Карта афиши впечатляет. Симфоническая программа охватывает 11 городов России и 5 -ть столиц (к Москве присоединились Киев, Минск, Вильнюс, Астана). Хоровые вступления пройдут в 20 -ти городах, камерные — в 4 городах, звонильные охватят 25 храмов и соборов Москвы.
Маэстро подчеркнул, что надеется на интеллигенцию, студенчество и коллег, которые не пропустят Пасхальные концерты. Родион Щедрин, взяв слово, поблагодарил Гергиева. «На фоне художественной засухи в провинциях, Пасхальный фестиваль можно рассматривать как гражданский и художественный подвиг Гергиева», — сказал он. Сам маэстро без ложной скромности заметил, что не знает подобных этому – фестивалей, берущих на себя миссионерскую задачу. Денис Мацуев присоединился к его словам, добавив, что данный смотр — огромное подвижничество. «Если бы не Пасхальный фестиваль, музыкальная жизнь нашей страны была бы скучной, — считает пианист. — Этот форум, аналогов которому нет в мире, бесконечно нужен не только нашей стране, но и всей планете».
На открытии Пасхального фестиваля, совпавшего с Пасхой, в первом отделении прозвучали «Хороводы» Щедрина и Концерт Прокофьева для фортепиано с оркестром N3. «Хороводы» — одно из самых известных в советское время произведений Щедрина. Сочинение писалось по заказу японцев для Интернациональной программы музыки в Сантори-холл (Токио). Щедрина попросили написать оркестровое сочинение «в русском духе».
«Хороводы» – это, прежде всего, картина русской природы. Для ее полновесного звучания Щедрин использовал редкие инструменты, такие как кларнет-пикколо, труба-пикколо, набор бубенцов русской тройки. Мировая премьера «Хороводов» состоялась в 1989 году в исполнении Токийского симфонического оркестра под управлением Н. Тоцука. Благодаря оркестру Гергиева «Хороводы» получили еще одну жизнь, и даже были приняты неискушенным зрителем за новое произведение Щедрина.
Концерт № 3 Прокофьева в репертуаре Дениса Мацуева живет не первый год, но исполняется пианистом не часто. (Кстати, Прокофьев сам играл сольную партию на премьере 16 декабря 1921 года с Чикагским симфоническим оркестром под управлением Фредерика Стока).
Мацуев со свойственным ему темпераментом и артистизмом, запросто разделывается со сложной партитурой. Он играет так, будто музыка подхватывает руки и сама несет их по клавиатуре. Пианист и оркестр артикулируют в унисон не только звуки, но и дыхание друг друга.
Второе отделение концерта возглавила Кантата Прокофьева «Александр Невский». Композитор написал ее вслед собственной музыке, написанной к одноименному фильму С. Эйзенштейна, потребовавшему от него эпического размаха и драматизма. Экранный ритм, сюжет, образы, жесты определили собой характер кантаты. Прокофьев не только изучил кино по кадрам, но и с большим вниманием отнесся к личным рисункам Эйзенштейна.
Гергиевский концепт «Александра Невского»– гипнотизирует апокалипсическими фресками Ледового побоища, вкрадчивым и, в тоже время, жестким хоровым призывом «Вставайте, люди русские», проникновенной скорбью «Мертвого поля» в исполнении меццо-сопрано Ольги Бородиной и колокольным апофеозом.
Первый концерт Пасхального фестиваля умножил музыкальный пафос на торжественность случая, и результат оправдал надежды.