27 августа. Сто рисунков Бориса Бушмелева
«Библиотека киноискусства им. С.М. Эйзенштейна»: ул. Каретный ряд, д. 5/10, стр.2
в 19.00
в День российского кино состоится открытие выставки режиссера Бориса Бушмелева «Сто рисунков». В этом году у Бориса Бушмелева юбилей — 22 мая ему исполнилось 75! На выставке будут представлены рисунки режиссера, среди которых портреты его учителей и коллег, зарисовки со съемочной площадки, шаржи. Выставка будет работать в часы работы библиотеки — с понедельника по пятницу с 10.30 до 19.00. Выставка продлится до 15 ноября.
Борис Геннадьевич Бушмелев родился в Москве 22 мая 1937 года.
Окончил географический факультет МГУ (1960), режиссерский факультет ВГИКа (1969, мастерская Л.Кулешова и А.Хохловой), защитил диплом в 1973.
Режиссер таких фильмов, как «Наш американский Боря», «Арбатский мотив», «Зудов, вы уволены!», «Вечерний лабиринт», «Сто грамм» для храбрости» и других.
Борис Бушмелев — сын художника Геннадия Николаевича Бушмелева, выпускника ВХУТЕМАСа, замечательного театрального и станкового художника. Борис с детства привык видеть краски мира глазами живописца. Он рано сам начал рисовать, лепить.
Но Борис не сразу выбрал свой путь. Он сначала поступил в МГУ на географический факультет, однако о карандаше и кисти никогда не забывал и участвовал в художественных выставках. Позже поступил во ВГИК на режиссуру. Л. Кулешов и А. Хохлова — мастера импровизации, остроумных ходов, мастера, воспитанные на высокой культуре начала ХХ века (Ч. Чаплин, П. Пикассо, В. Малевич, А. Матисс, Н. Родченко и др.), привили своему ученику любовь к этим культурным традициям.
Борис Бушмелев Для Бушмелева пластический образ — ключ к зрительному видению в кино. Бушмелев-комедиограф сохраняет в своих рисунках иронично-гротескный стиль.
В его портретах с юмором показан характер персонажей. Одни портреты — жестовые, передают подвижность, динамику. Другие — созерцательные. Третьи — жанровые: мир портретируемого раскрывает окружающая его среда.
Рисование близких и значимых людей имеет большую традицию (например, наброски В. Маяковского в альбоме «Чукоккала» и др.).
Рисунки кинорежиссеров (С. Эйзенштейн, А. Довженко, С. Юткевич, Ф. Феллини и др.) кровно связаны с пластикой. Никакой компьютер, никакой монтаж не могут заменить великолепную культуру рисунка.
Работы Бушмелева находятся в этой традиции.
Ю. Злотников
Живописный цикл Бушмелева «Бесконечные игры» соответствует игровой системе пост-модерна. Он состоит из увеличенных раскадровок и эскизов к будущим фильмам. В них и цитирование любимых художников (Ван Гог, Дюфи) и элементы сюрреализма. Персонажи и животные, воспоминания детства. Сюжет картины просматривается и экстраполируется.
Ученик Л.В. Кулешова, Бушмелев воспитан в традициях универсального кинематографа. Медленное осуществление съемок цикла киноновелл, предназначенных для ТВ, дает возможность Бушмелеву, или, скорее, вынуждает его искать другие изобразительные средства. Эскизы к этим киноновеллам выделяются в отдельный живописный цикл «Бесконечные игры», название для которого было взято у Ю. Трифонова, по чьей повести предполагалось снять фильм. Ироничный и философский подтекст каждой картины не позволяет считать их просто рабочими набросками. Каждая из них — самостоятельное художественное произведение.
Художник говорит: «Многие люди и персонажи не подозревают, что они оказались втянутыми в различные игры, которым нет конца...»
Г. Гудимова
После официальной части состоится показ фильма «Вечерний лабиринт».
«Вечерний лабиринт»
Мосфильм, 1980, 75 мин.
Автор сценария — Георгий Николаев
Режиссер — Борис Бушмелев
Оператор — Марк Дятлов
Композитор -Георгий Гаранян,
В ролях: Владимир Басов, Виктор Ильичев, Татьяна Васильева, Александр Лазарев, Николай Парфенов, Александр Пашутин, Михаил Кокшенов, Валентина Талызина.