27 ноября состоялась церемония вручения первой Премии «Театральный роман». Репортаж из Дома-музея М.Н. Ермоловой Дины Радбель
С первой Премии «Театральный роман» призеры унесли чертополох и подушки...
Премию «Театральный роман» надо было придумать лет так десять назад, может, и еще раньше. О театре и его героях написано тысячи книг, а их авторы за свои труды получали скромные гонорары и никакого заметного общественного признания.
В длинный список новорожденной Премии вошли 33 претендента, а всего было подано около 150 емких томов, которые были тщательно изучены членами экспертного совета.
С первой, устроенной силами музея А.А. Бахрушина церемонии награждения Премией «Театральный роман» (кстати, аналогов Премии нет ни в России, ни за рубежом), финалисты в количестве 13 человек и 5 лауреатов унесли эффектно упакованные коробочки с чертополохом и подушки — думки. Кроме цветов и подушек лауреаты получили денежное вознаграждение, но об этом со сцены объявлено не было.
Прежде, чем начать церемонию, литературный критик Наталья Иванова и театральный критик Валерий Семеновский пропели оду чертополоху, как символу Премии «Театральный роман». Ведь именно этот цветок популярен в декоративно-прикладном искусстве и ювелирном деле, его очертания часто используются в архитектуре, его качества воспеваются в поэзии.
Девиз Ордена Чертополоха, установленный в 1540 году Яковом V и восстановленный Яковом VII в 1687 году, символическим изображением которого является национальный шотландский цветок, утверждает: «Никто не тронет меня, не поранившись». К чертополоху проявили свое внимание Репин, Дюрер, и главное: стилизованное изображение чертополоха использовано архитектором Карлом Гиппиусом в оформлении фасада и интерьеров усадебного дома Бахрушина. И еще: чертополох мог быть выбран самим Бахрушиным как символ, говорящий о татарских корнях его рода.
Главными героями интриги первой Премии «Театральный роман» стали пять лауреатов, судьбу которых решало жюри под председательством Константина Райкина (члены жюри: искусствовед Дмитрий Трубочкин, музыкант Феликс Коробов, сценограф, режиссер Дмитрий Крымов, актриса Галина Тюнина и директор музея Бахрушина Дмитрий Родионов). Прежде, чем вручить главные Призы, Райкин, радостно улыбаясь, признался зрителям, что невероятно поумнел после прочтения этих книг. «Впечатление так сильно, что мне хочется, буквально, немедленно привлечь своих студентов к чтению. Но, понимая, как это сложно, я принял решение, что буду читать им вслух, вкладывая свое отношение, свои интонации». Особенно близка ему книга Р. Кречетовой (серия ЖЗЛ) «Станиславский» (лауреат Премии «Театральный роман»). «Я будто читал про себя, про свою жизнь, узнавая какую-то часть своей жизни, и наши студенты — потенциальные предатели (но все это будет позже) — обязаны прикоснуться к такому „Станиславскому, открытому автором со всем с другой стороны. Райкин признался, что все члены жюри провели время в редком единодушии, буквально, в объятиях и поцелуях. Второй автор, выведенный единогласно в лауреаты, — А. Бартошевич с книгой „Театральные хроники. Начало двадцать первого века“. Автор пошутил, что книгу можно не читать, главное, что в ней есть — предисловие. Он держался от своего труда на расстоянии, отдавая должное своим помощникам, редакторам. Книга родилась из статей и интервью, опубликованных в газете „Экран и сцена“ и заметок на сайте OpenSpace.ru. Третьим лауреатом стал ведущий церемонии, театральный критик Валерий Семеновский („Русский театр начала XX века). Он отдал лавры своей супруге А. Заславской, работающей над этой книгой, но безвременно ушедшей из жизни. Четвертый лауреат — Л. Овес, реализовавшая научный исследовательский проект по творческому наследию Вс. Мейерхольда „Любовь к трем апельсинам“. Вручанты в один голос предупредили, что этот двухтомник нельзя читать за столом, во время еды, не дай бог, капелька упадет, уж, больно книга прекрасна! Для чтения рекомендуют надеть парадный костюм...
Известный театральный художник, писатель Э. Кочергин — вышел в лауреаты с книгой «Записки планшетной крысы». Замечательному автору, удивительному человеку (он отсутствовал в связи с болезнью) пели дифирамбы все участники этого праздника, соединившего театральных критиков, музейных работников и издателей в стремлении повысить социальное значение литературы о театре.