29 февраля — 4 марта XVII Открытый фестиваль анимационного кино в Суздале и как россиянин учит китайцев снимать мультфильмы
Дина Радбель.
В старинном городе Суздале 29 февраля соберутся самые продвинутые аниматоры, только не путайте с аниматорами, которые развлекают вас на побережье. Эти – занимаются исключительно кинематографом и работают в мультипликации. Честно говоря, мультипликаторы уже подумывает, а не вернуть ли им это утерянное и более привычно- понятное определение, а пока они думают, мы обязаны называть их аниматорами.
Так вот режиссеры, художники, сценаристы, аниматоры, продюсеры, директора студий, мастера и их студенты целый год ждали этого дня, чтобы обрушить на маленький Суздаль свои маленькие мультфильмы.
XVII-й Открытый россиский фестиваль анимационного кино — это первое масштабное мероприятие, приуроченное к столетию российской анимации. В 1912 году большой чудак и отважный экспериментатор Владислав Старевич соорудил из жучков первый кукольный мультфильм «Прекрасная Люканида», который, без преувеличения, сразу покорил весь мир. В честь этого знаменательного события самые продвинутые аниматоры покажут свои выдающиеся труды, по которым можно будет судить, чему же мы научились, как продвинулись за столетие. Будет и респект старым фильмам - в специальной ретроспективной программе.
«Прекрасная Люканида» («Война усачей и рогачей») 1912 год
В этом году в жюри фестиваля вошли известные кинематографисты, представляющие разные профессии: продюсер Сергей Сельянов, успешно чередующий Балабановского «Кочегара» с «Иваном Царевичем и Серым волком»; режиссер-аниматор Игорь Ковалев, отработавший в «Пилоте» отбывший срок в США на студии «Klasky Csupo»; Сергей Скрипка — дирижер Российского государственного оркестра кинематографии и мэтр «Лев с седой бородой» — Андрей Хржановский , которого, случаем, занесло к соседям — в художественное кино «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину, что не прошло незамеченным.
В общем, этой серьезной компании предстоит посмотреть 12 часов анимации.
Но при чем тут россиянин, который учит китайцев – спросите вы?
Дело в том, что в одной из конкурсных программ участвует режиссер Дмитрий Геллер с новым фильмом «Я видел, как мыши кота хоронили».
Геллер – избалован призами, список займет несколько страниц. Его картины всегда ждут с некоторым придыханием. Но трудно говорить о фильме, который еще никто в России не видел. Зато в Китае за пять минут анимации Геллер уже успел получить Национальную премию Китайской Анимационной Ассоциации «ЗОЛОТАЯ ОБЕЗЬЯНА» за 2011 год.
Как создавался этот фильм? Про что история и какое отношение имеет Китай? причем тут Китай?
Эти и другие вопросы альманах «ФЦ» задал Дмитрию Геллеру накануне фестиваля.
Дмитрий Геллер: «Фильм сделан с китайскими студентами 3-го курса, в Тянь Чунь. В Китае в каждой провинции есть центры, в которых занимаются компьютерными играми и комиксами. Меня пригласили преподавать, сроком на три с половиной месяца, но я объяснил, что не вижу в этом смысла, и предложил практические задания. Мне интересно – сделать фильм.
Китайцы идеально подходят для работы в анимации. Они привыкли работать в команде, во все тщательны, аккуратны, усидчивы, внимательны. Китай хорошо себя зарекомендовал на рынке. Профессионалы славятся сериальной анимацией, они очень сильны технически, много работают в корейских, японских проектах.
Не знаю, смог ли их как-то изменить, что-то привнести свое. Думаю, вряд ли. Мне кажется, я из ничему не научил, просто открыл заложенное природой. Практически, все студенты, с которыми я познакомился, — прекрасные художники. Но с анимацией – проблема. Не умеют, не чувствуют движения. Этим мы и занимались. Учились чувствовать движение. Что у нас получилось? Странная студенческая работа. Я не очень понимаю, что это. У меня, как у режиссера было очень необычное ощущение: я привык все делать сам, помогала только жена, художник Анна Карпова, а в Китае физически ничем невозможно было заниматься, кроме как от одного к другому студенту переходить и объяснять, что нужно делать. ... Тридцать студентов! И все тридцать делали этот мультфильм! Самое удивительное, что никто из них не знал компьютер в плане анимации, так как делали до этого классическую рисованную анимацию.
На какие средства снимали? Университет расплатился со мною гонорарами, а для студентов — это же учебный процесс.
«Я видел, как мыши кота хоронили» – это лубочная история, такая же есть не только в Китае, но в других странах, но в разных вариациях. Эта – моя вариация. Больше русская или китайская? Колорит – китайский, и ничего нет русского. Простите, но так уж вышло. Моя дочка реагировала правильно, то есть там и так как я задумывал. И никакой для ребенка нет разницы, чья это история, чья культура.»