2 — 6 декабря в городе Волоколамске состоится VIII Международный кинофестиваль военно-патриотического фильма «Волоколамский рубеж» им. Сергея Бондарчука.
В этом году в конкурсе VIII Международного фестиваля «Волоколамский рубеж» две программы — игровые и документальны фильмы.
Среди представленных картин: «Посланник» Орена Мовермана, «Мужики» Алены Суржиковой, «Захар» Константина Сухарькова, «Солдатский долг маршала Рокоссовского» Татьяны Селиховой, «Утомленные солнцем 2. Цитадель» Никиты Михалкова, и последний фильм Сергея Говорухина «Земля людей».
Автор Дмитрий Намычкин
Фестивальные показы «Волоколамского рубежа» проходят Волоколамске. На фестивальной карте России этот город возник не случайно, ему есть чем гордиться. Первое упоминание о Волоке на Ламе можно найти в Лаврентьевской летописи 1135 года. К сожалению, архитектурные свидетельства древности не дожили до наших дней, но более поздние памятники, к счастью, сохранились.
Волоколамск — знаковое место и для нашей истории. Именно здесь, в 1941 году, состоялась одна из решающих битв Великой Отечественной войны – за Москву.
Здесь впервые были применены грозные «катюши» и навечно обессмертили свои имена 28 панфиловцев, державшие оборону в 7 километрах к юго-востоку от Волоколамска, у железнодорожного разъезда Дубосеково.
Здесь политрук роты Василий Клочков обратился к бойцам со словами, которые стали девизом защитников Москвы: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва...».
В прошлом году Указом Президента Российской Федерации Медведева от 25 марта 2010 года — за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, Волоколамску присвоено почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы».
Главное кинособытие случилось здесь в 1964 году, когда Сергей Бондарчук снимал в Волоколамске эпизоды эпопеи «Война и мир», прославившей родное отечество «Оскаром». Памятные съемки проходили в Воскресенском соборе, сегодня признанном одним из лучших памятников архитектуры подмосковья XV века.
Благодаря фильмам Сергея Бондарчука – «Судьба человека», «Они сражались за родину», «Тихий Дон» — тема патриотизма обрела человеческую плоть. Для героев его картин Родина – это и есть судьба.
Приверженцы строгой жанровой классификации вряд ли согласятся с появлением термина «военный фильм». Но он год от года подтверждает свою состоятельность. Кстати, на Западе он используется часто - war film (в англоязычных странах), kriegsfilm (ФРГ), guerre (Франция).
В последнее время военное кино становится модным трендом. Но масштабные по размаху, эпические произведения перенести на экран дело сложное, дорогостоящее. Все чаще режиссеры снимают камерные картины, в увлекательной форме рассказывающие о каких — то локальных операциях, диверсиях, о жизни в эвакуации. Большинство произведений о современных войнах решается в жанре «военной драмы». В фильмах о войне всегда присутствует тема патриотизма. Но в отличие от картин, созданных в советское время, это не гипертрофированное чувство любви к государству, к своему народу. Чаще это разговор с самим собою, со своею совестью. Обращаясь к Великой Отечественной войне – на Вы, режиссеры ищут не столько историческую правду, сколько отельную, израненную человеческую судьбу...
Участников фестиваля уже не первый год принимает усадьба Гончаровых (село Ярополец, что в 18 км. от Волоколамска). Именно тех самых Гончаровых, чью фамилию увековечила Наталья Гончарова, став женой великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. В середине XVIII века Ярополецкая усадьба была пожалована царевной Софьей предкам Гончаровой по материнской линии. И с тех пор семья Гончаровых каждое лето проводила в своем имении. А после смерти мужа, мать Натальи перебралась туда на постоянное место жительства. Честно говоря, Пушкин (в статусе мужа Гончаровой) всего пару раз заезжал в имение, да и то — проездом. Однако история бережно хранит «следы гения», увековечив точные даты визитов — в 1834 и 1835 годах, сохранилась и комната, в которой он останавливался. Во время Второй мировой войны Ярополец был оккупирован немецкими войсками, усадьба была частично разрушена. В советские времена здание использовалось под хозяйственные нужды, пока его не отреставрировал Московский Авиационный институт.
Кстати, в усадьбе Гончаровых не только отдыхают. В 1992 году здесь снимался «Очарованный странник» по повести Николая Лескова, в 1994 году – пушкинская «Барышня-крестьянка...