8 -16 декабря. Фестиваль «Артдокфест». Москва, Санкт-Петербург.
В основной программе участвует 21 документальный фильм из России, Швейцарии, Австрии, Эстонии, Израиля, США, Кыргыстана, Франции, Польши, Германии. Всего на «Артдокфесте» будет показано 145 документальных фильмов.
Конкурсная программа
«Жизнь — хорошо. Еще лучше» — дипломная картина Анны Славиной (СПБГИКиТ) рассказывает о жизни русского мужчины, после распада Советского Союза оставшегося жить в Киргизии. Главный герой пытается достойно жить, точнее, выжить в новой постсоветской реальности.
«Чужая работа» Дениса Шабаева (лауреата премии «Лавр» 2014 года, мастерская Марины Разбежкиной)наоборот, приехал в Москву из Таджикистана в надежде не только заработать денег, но и осуществить мечту. Он хочет стать актером, но пока что ему приходится исполнять роль таджика-гастарбайтера и в кино, и в жизни.
«Муравейник» Владимира Логинова, побывавший уже в прокате в Эстонии, — целый калейдоскоп историй, связанных с одним огромным гаражным кооперативом в Таллинне, оставленным в наследство советской эпохой. это сборник документальных новелл о владельцах боксов в огромном гаражном комплексе в самом густонаселенном районе Таллинна Ласнамяэ, доставшемся в наследство от советского периода. Здание, изначально предназначавшееся для содержания автомобилей, к сегодняшнему дню переродилось в скопление всевозможных бизнесов, услуг, зачастую не имеющих к машинам никакого отношения. Это настоящий муравейник из машин и людей, снующих туда и сюда по спиральным коридорам. Памятник советской эпохи зажил собственной жизнью, стал вторым домом для почти что семиста владельцев гаражей. Здесь мужчины делятся друг с другом своими бытовыми проблемами, чинят технику, скрываются от надоевших жен. Так называемые «гаражи» стали своеобразным тайным мужским клубом, который живет по собственным правилам. Тут ему ничего не мешает.
О фильмах «Саламанка» Александры Кулак и Руслана Федотова (Россия, 2015) и «Русский дятел» Чада Грации (США, 2015) рассказывает президент фестиваля Виталий Манский. «Когда я смотрел „Саламанку“, долгое время я вообще не мог поверить в то, что я вижу. Потому что вижу я не российский фильм, который снят в абсолютно не российской кинематографической традиции, на неведомом мне языке — некоем языке, который переводит голос. В неведомом мне мире, в реальность которого я не верю и по сей день. Даже досмотрев фильм до конца, у меня все равно возникают сомнения, а не европейский ли артхаусный блокбастер это? С совершенно фантастической филигранной работой оператора, художника, художника по костюмам, по гриму. И единственное, что помогало мне поверить в то, что это фильм документальный, — то, что иногда на общем плане проходившие мимо камеры люди закрывали лицо руками.
Это, вообще говоря, «Белая лента» Ханеке, только события и фактура, которые присутствуют у Ханеке — как известно, это глубокое прошлое. А документальный фильм всегда по своей сути — это абсолютное настоящее, если он, конечно, сделан не из архивных материалов. В данном случае мы имеем дело с живой съемкой. А дальше — просто надо пойти и посмотреть эту картину.
«Русский дятел» Чада Грации -о Чернобыльской катастрофе. Самые затертые темы в мире документального кино, связанные с советской историей, — это Сталин и сталинизм, а также Чернобыльская катастрофа. В советские годы была такая расхожая фраза «этой пленкой можно опоясать Землю» или «пленку можно протянуть от Земли до солнца» — вот так можно сказать про фильмы о Чернобыльской катастрофе, так их много. И когда я только услышал, что в Америке снят очередной фильм о Чернобыле и его даже взяли в программу «Сандэнса», я был крайне удивлен. Как может такой уважаемый, продвинутый и вообще главный мировой фестиваль независимого кино наступать на одни и те же грабли? Что мы еще не знаем про Чернобыльскую катастрофу?
Когда фильм получил приз на «Сандэнсе», меня уже посетили смешанные чувства — как в том анекдоте про твою новую падающую машину, в которой сидит теща. Но когда я с трепетом и нескрываемым волнением все-такиприступил к просмотру фильма, я — сделавший, между прочим, тоже картину о Чернобыльской катастрофе как продюсер, восстановивший хронологию катастрофы поминутно и посекундно с сотнями непосредственных участников событий от инженера до Горбачева и вдовы Щербцикого — понял, что я вообще ничего про это не знал. Версия, предложенная авторами, совершенно фантастическая, но при этом абсолютно доказательная и убедительная, а дальше надо смотреть фильм».
Также в конкурсной программе участвуют:
БРАТ МОЙ КАИН
Режиссер: Ирина Васильева
ВЫСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
Режиссер: Евгений Митта
ГОД ЛИТЕРАТУРЫ Режиссер: Ольга Столповская
ГРОЗНЫЙ-БЛЮЗ Режиссер: Никола Беллуччи
КОГДА СЛЕПИТ, ОТКРОЙ ГЛАЗА Режиссер: Иветта Лёкер
КРОКОДИЛ ГЕННАДИЙ Режиссер: Стив Хувер / Steve Hoover
МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ХЛЕБ
Режиссер: Чингиз Нарынов
МОЖНО Я ПРОСТО БУДУ?
Режиссер: Матвей Трошинкин
НЕ ТВОЕ ДЕЛО
Режиссеры: Григорий Глянц, Дмитрий Вакулин
САМОВЫДВИЖЕНКА
Режиссер: Юлия Киселева
СЕМЬ ДНЕЙ В ПЕТЕРБУРГЕ
Режиссер: Родион Бродский
СТРАНА УДЭХЕ
Режиссер: Иван Головнев
ХРИСТОС ЖИВЕТ В СИБИРИ Режиссеры: Арбо Тамиксаар, Яак Кильми
ЧЕЧЕН
Режиссер: Беата Бубенец
ЧЕЧЕНСКАЯ СЕМЬЯ Режиссер: Мартин Сола
ЭФФЕКТ ДОМИНО Режиссеры: Эльвира Нивира, Петр Россоловски
По материалам «Артдокфест» подготовил Дмитрий Намычкин