МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Апрель, май, июнь • Sotheby’s и Christie’s

Апрель, май, июнь • Sotheby’s и Christie’s

О русском искусстве на аукционах Sotheby’s и Christie’s

Нью-Йорк

В апреле два аукционных дома проведут торги русской живописью, графикой и прикладным искусством в Нью-Йорке. По количеству и стоимости лотов лидирует Sotheby's; Christie's продает чуть-чуть живописи, но много серебра и перегородчатых эмалей. Дороже всего на Sotheby's оценено полотно салонного академика Генрика Семирадского — его успех у частных покупателей, таким образом, не угасает уже в течение полутора столетий. Написанный им «Танец среди мечей» пользовался особой любовью — повторения волнующей сцены с нагой красавицей, танцующей среди острых лезвий, художник делал несколько раз. Большой вариант, происходящий из собрания Солдатенкова, хранится в ГТГ. На торги выставляется вариант поменьше (эстимейт $600-800 тыс.), с начала ХХ века бытовавший в Америке. Ни сладострастия, ни гладкости живописи и красоты оттенков нет в «Материнстве» Василия Шухаева ($500-700 тыс.), зато есть осязаемость форм и ясность линий. Фигура матери с младенцем на коленях, по мнению экспертов Sotheby's, означала для престарелого художника (картина написана в 1960-х годах в Тбилиси) возвращение к классическим образам и христианской тематике. Впрочем, к образу Богоматери суровая кормящая женщина в белом халате близка примерно так же, как героиня советского агитационного плаката «Позаботилась ли ты о грудях?». Зато с оценкой работы Юрия Пименова все ясно — один из основоположников группы ОСТ сейчас очень дорог, а графика у него бывает даже лучше живописи. «Пианист» (смешанная техника на бумаге) — это настоящий экспрессионизм 1920-х годов. Необычный ракурс, сложная поза и энергичные движения руки художника, а также артистический провенанс (некогда принадлежала администратору Театра Станиславского и Немировича-Данченко в Москве) в совокупности дали эстимейт $500-700 тыс. Еще одно произведение с хорошим провенансом — это «Вид Санкт-Петербурга», написанный Петром Верещагиным: картина выставлена на торги танцовщиком и хореографом Михаилом Барышниковым в пользу его Центра искусств в Нью-Йорке ($300-500 тыс.).
В $400-600 тыс. оценена на Sotheby's темпера Николая Рериха, это эскиз к опере «Садко» Николая Римского-Корсакова, сценографию к которой художник разрабатывал в 1919 году. Постановка не была осуществлена, и эскизы декораций к ней являются большой редкостью. За ту же сумму ($400-600 тыс.) предлагается «Натюрморт со свечой и горшком» Бориса Григорьева 1920-х годов. В этот период автор «Ликов России» нашел свой стиль, объединив элементы неоклассицизма, экспрессионизма и кубизма: художник мог заставить самые простые предметы разыгрывать на холсте драму цвета и формы. Кроме горшка и свечи, в этом мрачноватом спектакле участвуют кисть, лист бумаги, нож, веревка и мыло.

«Петр I» Марка Антокольского ($100-150 тыс.) — камерный вариант фигуры, которая была использована скульптором для памятника царю, установленного в Таганроге в 1903 году

Его же «Дети», портрет девочек-двойняшек, выставлены на торги Christie's и оценены в $600-800 тыс. Ощущение легкой настороженности во взглядах, нежное, едва заметное соприкосновение рук, белые рубашечки и чуть приоткрытые влажные губы — этот психологический портрет допускает множество неоднозначных интерпретаций. В XIX веке все было проще: «Крестьянские девочки в лесу» Алексея Корзухина просто напуганы шумом в кустах и ухватились друг за дружку (1877, эстимейт $80-100 тыс.).
На Christie's будет представлен небольшой раздел русских шестидесятников — в частности, работы Олега Целкова («Пять масок», 1979, $100-150 тыс.) и Лидии Мастерковой («Абстракция», 1964, $40-60 тыс.). В богатый, по традиции, раздел прикладного искусства включена бронзовая скульптура «Петр I» Марка Антокольского ($100-150 тыс.) — камерный вариант фигуры, которая была использована скульптором для памятника царю, установленного в Таганроге в 1903 году.

Москва
После почти двухгодичного перерыва Christie's вновь показывает в Москве топ-лоты своих предстоящих торгов. В особняке Спиридонова в Малом Гнездниковском переулке (построен архитектором Семеном Эйбушитцем в 1895 году для статского советника Спиридонова) представят два десятка произведений живописи, графики и скульптуры, которые будут в мае и июне продавать в Нью-Йорке и Лондоне.
Когда эксперты Christie's отбирали произведения, руководствовались, естественно, потенциальным интересом к ним русских покупателей, потому и получилась странная смесь. Многофигурный Репин — потому что за русское дороже всех платят русские; Моне, Пикассо и Уорхол — потому что выгодность вложений в них подтверждают все интернациональные инвесторы; рисунки Люсьена Фрейда и скульптура Рона Мьюека — потому что в Москве такого еще не видели.

Илья Репин. «Парижское кафе», 1875 год. Холст, масло. Эстимейт £3-5 млн.

Сходить посмотреть на «Парижское кафе» Ильи Репина не грех любому интересующемуся национальным искусством москвичу. Вещь редкостная, раскритикованная современниками, и потому на родине художника никогда не выставлялась. Большое многофигурное полотно написано Репиным в 1875 году, во время его пенсионерской поездки в Париж. Парижская свобода — от импрессионизма в живописи до танцовщиц в кафешантанах — потрясла русского художника и едва не сбила его с пути настоящего критического реалиста, каким хотел видеть его учитель Иван Крамской: «Я думал, что у Вас сидит совершенно окрепшее убеждение относительно главных положений искусства, его средств и специально народная струна...». После «Бурлаков на Волге» от Репина действительно трудно было ожидать такой картины: в парижском кафе сидит за столиком неприлично одинокая дама, а публика вокруг обсуждает такое ее вызывающее поведение. Если бы это еще была суфражистка какая-нибудь, так нет, просто опереточная певичка, даже имя ее известно — Анна Жюдик. Под давлением коллег Репин осознал, что хватил лишнего, и переписал лицо героини, заставив ее смущено уставиться глазами в пол. К счастью, один из владельцев картины в 1930 годы решил расчистить полотно (предварительно сняв копию с головы героини) — и теперь дама за столиком парижского кафе вновь глядит уверенно и спокойно.
Качество картины не сравнимо ни с чем из репинского наследия, что осталось еще в руках частных владельцев — ведь она написана в период расцвета таланта художника. Оценка полотна в £3-5 млн претендует на рекорд, который будет вполне заслуженным. Следующий блок работ — импрессионистов, модернистов и послевоенных художников, которые Christie's будет продавать на важнейших в Нью-Йорке майских торгах. Тройка «Моне-Пикассо-Уорхол» (если по хронологии), или «Пикассо-Моне-Уорхол» (если по цене рекордных произведений) — это три кита для современного инвестора в искусство. Цены на произведения этих художников неуклонно растут, а спрос никогда не снижается.
«Тополя» Клода Моне написаны в 1891 году, в тот период, когда маститый импрессионист сосредоточился на передаче постоянно изменяющегося освещения. Именно в начале 1890-х Моне написал серию «Стога сена», немного позже «Руанский собор». Серия «Тополя» состоит из 24 полотен, которые все изображают ряд старых деревьев на берегу реки в Живерни. Художник писал с лодки, причем на нескольких полотнах одновременно, меняя их в зависимости от того, как менялся свет солнца. Картина, которую привезут в Москву, относится к первым 13 полотнам серии, на которых тополя изображены с искривленными стволами. В провенансе «Тополей» — галерея Дюран-Рюэля, коллекция доктора Жоржа Вио, одного из немногих современников, коллекционировавших работы импрессионистов, а также собрание жены одного из самых прославленных собирателей второй половины ХХ века — Артура Саклера. Полотно оценено в $20-30 млн.
Пабло Пикассо представлен ранней работой, созданной весной 1901 года в Барселоне, на заре «голубого периода». «Дети и игрушки» написаны пастозно, краски нанесены толстым слоем, колорит яркий, и главное — в картине нет ни капли слащавости или сентиментальности, без которой XIX век не мог изобразить ребенка. В том же 1901 году картина выставлялась в парижской галерее Амбруаза Воллара. Эстимейт картины скромный для работы Пикассо — $5,5-7,5 млн.

Энди Уорхол. «Йозеф Бойс», 1980 год. Холст, шелкография, акрил, алмазная крошка. Эстимейт $2-3 млн

Шелкографий Энди Уорхола привезут на выставку сразу несколько. Самая дорогая — «Автопортрет» в темных очках 1963-1964 года, с эстимейтом $6-8 млн. К тому же периоду относится работа из серии «Самые разыскиваемые преступники», для которой художник использовал черно-белые фото из буклета ФБР. Преступник N 3 оценен в $4-6 млн. Эксперты Christie's советуют обратить внимание на шелкографию с изображением немецкого художника Йозефа Бойса, оказавшего на европейское послевоенное искусство не менее радикальное влияние, чем Энди Уорхол на американское. Художники познакомились в 1979 году, и говорят, что встреча намного превзошла ожидания обоих. Уорхол был занят работой над портретами Бойса весь январь 1980 года и сделал 3 варианта, используя для них собственный полароидный снимок. Продается «негативный» вариант, красный на черном, посыпанный алмазной крошкой (оценен в $2-3 млн).
Произведения современного искусства на выставке происходят в основном из собрания Кей Саатчи, которая была женой Чарльза Саатчи в то время, когда он устраивал легендарную выставку «Сенсация» и появились «Молодые британские художники». Кей Хартенштейн была галеристкой и куратором еще до встречи с Саатчи, а выйдя за него замуж, принимала активное участие во всех его знаменитых и скандальных проектах. В 2001 году они расстались (Саатчи ныне женат на ведущей кулинарного шоу Нигелле Лоусон), и Кей вернула девичью фамилию. Но в 2008 году она снова взяла фамилию бывшего мужа. Чарльз был недоволен: «Саатчи» — это мощный бренд в сфере искусства и арт-бизнеса. Кей тоже вроде бы не рада, однако объясняет это тем, что под девичьей фамилией ее никто не знает, а в создание бренда она внесла большой вклад. Теперь Кей Саатчи собирается уехать из Лондона в Лос-Анджелес, чтобы продолжать там галерейный бизнес, и распродает предметы искусства, хранившиеся в ее лондонском особняке.

Рон Мьюек. «Большой ребенок», 1996 год. Полиэфирная смола, стекловолокно, волосы, стекло. Эстимейт £800 тыс. — 1,2 млн

«Большой ребенок» Рона Мьюека стоял в ее гостиной; это натуралистичный младенец из стекловолокна размером примерно в половину человеческого роста. Эта скульптура 1996 года — первая работа Рона Мьюека, его первый шаг с пути кукольника «Маппет-Шоу» на путь большого искусства. В 1997 году другая скульптура, «Мертвый отец», была одним из самых скандальных экспонатов выставки «Сенсация», сделавшей славу и самому Саатчи, и художникам, которых он поддерживал (среди них популярнейшие и дорогие ныне Дэмиен Херст, Трейси Эмин, Крис Офили). «Мертвый отец» был меньше человеческого роста; этим художественным приемом — создавая гиперреалистичные скульптуры, отличающиеся от живых людей только размерами, гигантскими или миниатюрными — художник пользуется по сей день. «Большой ребенок» оценен в £800 тыс. — 1,2 млн.
Работы Люсьена Фрейда из коллекции Кей Саатчи — это ранние рисунки, 1940-х годов, когда художник еще не подступил к прославившим его портретам маслом, в которых, фиксируя все неприглядные детали лица и тела, он стремится поймать человеческую сущность. В небольших рисунках на бумаге художник тщательно и неторопливо исследует все особенности натуры — очертания, формы, фактуры. Понятно, что для такой скрупулезной работы нужен был спокойный объект — и Фрейд рисует «Кролика на стуле», то ли игрушку, то ли дохлую зверюшку; «Мертвую обезьяну» и «Спящую кошку» (рисунки предварительно оценены от £100-150 тыс. до £300-400 тыс.). «Мертвая птица» написана уже маслом, и в передаче реальности активное участие принимает цвет (£220-280 тыс.). Живопись «Улыбающаяся женщина» конца 1950-х (из другой частной коллекции, £3,5-4,5 млн) — это уже следующий этап творчества Фрейда, лучше знакомый зрителям.
Татьяна Маркина Журнал «Коммерсантъ Weekend» №11, №12

12 апреля 2011 г.
Комментарии