Дина Радбель. Фестиваль архивного кино «Белые Столбы — 2016» с 29 февраля по 5 марта отмечает в Госфильмофонде двадцатилетний юбилей.
Одна из любопытных программ фестиваля — «Геловани до Сталина» — раскроет актерский потенциал главного в кинематографе Сталина — Михаила Геловани. До «сталинского» периода актер играл разноплановые характерные роли и сам, как режиссер, снимал сатирические комедии. Но свой образ, созданный красивым и обаятельным актером, Сталин хотел закрепить в сознании миллионов людей, и Геловани не мог от этого отказаться. Предыдущий опыт замечательного мастера был отброшен в сторону...
Уже два десятка лет фестиваль базируется в поселке «Белые Столбы», на территории Госфильмофонда России, где находится одна из крупнейших синематек мира — уникальное хранилище мировых и отечественных кинораритетов. Помимо материалов из собственной коллекции ГФФ, в этом году в программах представляются фильмы из собрания Музея Современного Искусства (Нью-Йорк), Австрийского киноархива (Вена), Джордж Истмен Хаус (Рочестер, США), РГАКФД, ВГИКа.
Определяющая тема нынешнего фестиваля — «Кино про кино». В афише — признанные мировые шедевры: «Кинооператор» (1928) Эдварда Седжвика с Бастером Китоном в главной роли, «Молчание — золото» (1947) Рене Клера. Наряду с ними подготовлены к показу редкие и уникальные картины, такие как «Ад раскрылся» (1941) Х.С. Поттера и неизвестные отечественному зрителю «Взорванные дни» (1930) Александра Соловьева (остроумная пародия на немое кино, созданная ведущими мастерами немого кино). В документальной программе, составленной из отечественных фильмов 1920–1940-х гг., главным героем становится Сергей Эйзенштейн. Участники фестиваля увидят, как проходили звуковые съемки, когда режиссер работал в России. Также состоится мировая премьера картины «Памяти С.М. Эйзенштейна», в которую вошли редкие кадры похорон режиссера и съемки его знаменитой квартиры. Заметное событие — рубрика «Геловани до Сталина», посвященная актерским работам Михаила Геловани, на протяжении пятнадцати монополизирующего роль Сталина (в его фильмографии — двадцать фильмов!). Михаил Геловани в представлении зрителей исключительно Сталин, и мало кто знает, что до «сталинского» периода своего творчества, он проявил себя как блистательный характерный актер и режиссер-комедиограф. В этом можно будет убедиться, посмотрев комедии «До скорого свидания» (1934) Георгия Макарова — одном из последних шедевров грузинского немого кино. Из его режиссерских работ будут показаны мелодрама «Злой дух» (1927) (будущий «вождь» сыграл здесь деревенского юродивого), комедия «Молодость побеждает» (1928) и, конечно, «Настоящий кавказец» (1931) — одна из самых смешных советских немых комедий, восстановленная специально для фестиваля.
В ежегодной рубрике «Архивные находки» в этом году участвуют американские короткометражки. В Госфильмофонде были обнаружены считавшиеся утраченными фильмы с легендарными комиками немого кино Гарольдом Ллойдом, Гарри Лэнгдоном, Монти Бенксом, Бэби Пегги и Оливером Харди. Из отечественного кино представлены обнаруженные фрагменты фильма Николая Тихонова «Айна» (1931) по либретто Андрея Платонова, кстати, это единственная прижизненная экранизация писателя. Есть находки и на хроникальном фронте, например, единственная киносъемка великого филолога и писателя Юрия Тынянова.
Среди недавних приобретений Госфильмофонда: учебная картина Динары Асановой «На полустанке» (1965), «Преодоление» (1967) — единственная режиссерская работа выдающегося сценариста Юрия Клепикова. «Тихий Дон» (1952) — отрывки из романа, поставленные учениками Сергея Герасимова за пять лет до собственной его экранизации (в картине впервые снялись Николай Рыбников и Клара Румянова). Будут показаны первые фильмы Николая Губенко, Элема Климова, Михаила Кобахидзе, Никиты Михалкова, Бориса Фрумина и др. Все они демонстрируются с 35-мм пленки, причем в некоторых случаях это — единственные в мире копии. В Госфильмофонде обнаружилось несколько их картин на нитропленке — оригинальные копии 1930-х годов, снятые по уникальному цветному методу «Гаспарколор». Среди них — фрагмент фильма «Квадраты» (1934), запрещенного в нацистской Германии как «дегенеративное искусство» и считающегося утраченным.
И как всегда, будет показана редкая анимация. Впервые — «полноцветный» мультфильм «Первая охота» (1937) по сценарию Виталия Бианки, «Золотой гребешок» (1947) — авангардную мультипликацию грузинских кинематографистов. И главное анимационное событие — мировая премьера окончательной редакции «Сказки о глупом мышонке» (1940) — мультипликационной опере, созданной двумя великими художниками: Михаилом Цехановским и Дмитрием Шостаковичем.
(информация предоставлена пресс-службой фестиваля «Белые столбы»)