МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

До 27 мая.  11 Фестиваль комиксов и манги «КомМиссия».

До 27 мая. 11 Фестиваль комиксов и манги «КомМиссия».

На фестивале пройдет выставка, посвященная выходу на русском языке манги о Далай Ламе и истории Тибета, выставка французской студии Catfish Deluxe и многие другие. Помимо этого, посетителей ждут конкурсы, мастер-классы, лекции, презентации, обсуждения, читальный зал и комикс-маркет, а также пройдет традиционный день манги. В проекте примут участие несколько сотен талантливых художников из России, Германии, Великобритании, Дании, Турции, Франции, Бельгии, Финляндии, Испании, Израиля, Японии и Украины.

Винзавод. Сыромятнический 4-й пер., 1, к. 3

27 мая в центре современного искусства «Винзавод» уже в 11 раз стартовал фестиваль комиксов «КомМиссия». В течение месяца всех любителей рисованных историй ждут выставки, мастер-классы, встречи с художниками, концерты. Организатор  фестиваля – ХИХУС — художник-комиксист, зав. кафедрой комиксов и манги университета «Синергия».Главным событием «КомМиссии» в этом году станет международный социальный проект «Респект», посвященный вопросам терпимости и уважения к людям разных наций и культур, который стартовал на прошлогоднем фестивале и целый год путешествовал по городам России. В его рамках более двадцати художников из разных стран Европы создавали графические истории о толерантности и проводили тренинги и мастер-классы. Финальная выставка проекта пройдет на грядущем фестивале.
«Нам, инициаторам проекта, кажется, что „респект“ (от англ. слова respect — уважение) — может быть одним из ключевых понятий в этом сложном вопросе. Научившись уважать себя как личность, человек сможет с уважением относиться к другим (иным) людям и культурам. И это на любом уровне — идет ли речь о соседях по лестничной площадке, уличном торговце или о миграции как мировом явлении», — гласит манифест проекта.
•    5-6 мая мастер-классы круглый день
•    7 мая — День Манги
(По материалам  РИА -  новости)


Интервью с Хихусом.
Хихус, главный проект нынешней «КомМиссии» называется «Респект». Он посвящен межнациональному общению и толерантности. Это актуальная тема для нашей страны, но в то же время острая и даже чем-то опасная. С чем связан такой выбор?
•    Мы, комиксисты, ужасно не любим быть пафосными, поэтому темой фестиваля мы обозначили не социальный комикс, а комиксы про жизнь. В течение двух лет мы вместе с Институтом им. Гете, Евросоюзом, Французским культурным центром делали проект, который поначалу казался нам ужасно легким: сейчас нарисуем комиксы о том, что все хорошие, надо быть толерантными, дружить... Но все оказалось невероятно сложно. Это был проект на осмысление. Мы с художниками со всего мира собирались, спорили, вызывали правозащитников, которые нам все объясняли. И поняли наконец, что концепция толерантности не работает. Слово tolerate означает «терпеть» — терпеть чужие культуры, конечно, можно, но не бесконечно. Мы решили предложить альтернативную концепцию — respect, которая должна быть двухсторонней, нужно уважать право другого человека иметь другую культуру. И что интересно, оказалось, что это дико востребовано учителями, потому что им велели проводить уроки толерантности, но не дали никаких пособий, и они в полной растерянности. А в комиксе оказалось идеальное информационное поле, чтобы с подростками говорить о сложных проблемах, о взаимном уважении.
Кого из участников «Респекта» можете отметить?
•    У меня 22 художника со всей Европы, с Украины и из России, и у большинства очень интересные проекты. Никого не хочу специально отметить, а то меня еще палкой побьют. Исходя из концепции взаимоуважения (смеется).
Какие еще проекты будут на «КомМиссии»?
•    Мы привозим фантастического японца, который выдвинул такой слоган: «Настоящие супергерои нашего времени — это не Бэтмен с Суперменом, а люди, которые в одиночку изменили мир». У нас будут в комиксах, в манге выставлены очень подробные и уважительные жизнеописания далай-ламы, матери Терезы, Че Гевары, Ганди. Это и интересно, и эффектно, и познавательно.
О жизни комикса
«КомМиссия» существует уже 11 лет. На ваш взгляд, заметны ли какие-то изменения за это время в отношении к комиксам в нашей стране?
•    Да, конечно, произошло много изменений, комикс уже признали вполне самостоятельным современным искусством, за что мы и бились. Но сейчас самое интересное, что комикс, как и книга, уходит с бумаги. Стали популярны планшеты и прочие устройства, и тут появляются совершенно новые возможности для комикса — возможность приделать звук, немножко анимации и т.д. Получается мультимедийный продукт нового класса, который тем не менее все равно остается комиксом.
Почему в России до недавнего времени к комиксам относились с пренебрежением, ведь и у нас была своя традиция, я имею в виду, например, «Окна РОСТа», журнал «Крокодил».
•    И все еще забывают, что вместе с православием из Византии в совершенно сформированном комиксном виде пришли жития святых. Плюс был русский лубок. Но все тоталитарные режимы очень не любят инакомыслие, и одновременно ЦК КПСС издал приказ о том, что комиксы придумало ЦРУ для того, чтобы оболванить наших детей, а сенатор Маккарти в Америке начал арестовывать комиксистов и говорить, что они все шпионы КГБ. Когда вы снимаете кино или даже анимацию, вам нужны бюджеты, студия и т.д. А здесь вам нужны руки, карандаш и воображение. И конечно, в первую очередь способности режиссера. Люди покупают именно историю, им интересна драматургия, постановка. А рисуют все по-разному, кто смеется, кто плачет, кто красиво рисует, а кто примитивно и криво. И предсказать, кто будет на рынке популярнее, не может ни один издатель.
 
О коммерческом успехе
Кстати, про рынок. Может ли в нашей стране художник-комиксист состояться в коммерческом плане?
•    Да. Но если человек рисует и его альбомы издают, то он работает с западным издательством. Однако почти все глянцевые журналы хотя бы раз в месяц хотят какой-нибудь комикс, многие газеты тоже. Даже вот такие интересные вещи происходят: человек начинает рисовать смешные истории, выкладывает их в Интернет, через месяц у него 10 тыс. читателей, ему звонят и покупают у него право размещать на его страничке коммерческую рекламу. XXI век, сиди, рисуй, к тебе сами придут и спросят: а можно мы тебе будем деньги платить?
Есть американский комикс, японский, бельгийско-французский...
•    Давайте по-честному: есть только американский комикс, потому что комиксы рисуют в Америке. В Японии рисуют мангу, во Франции — банд дессине, в Италии — фуметто, в России рисуют рисованные истории, это копирайт Людмилы Петрушевской, и мы настаиваем на этом.
Ну хорошо, но и американские, и японские, и французские рисованные истории имеют свои особенности. А есть какие-то характерные особенности у русских историй?
•    Нет, каждый рисует так, как ему нравится. Старшее поколение выросло на журнале «Пиф», который выпускался французской коммунистической партией и его можно было привозить в СССР. Младшее — на манге. Это счастье на самом деле, что у нас нет жесткого диктата стилистики. Однажды в Италии я сидел с известнейшим комиксистом, которого мы знаем по «Приключениям Пифа и Геркулеса». Стояло 200 молодых людей, которые хотели показать, что они умеют рисовать как он. В какой-то момент он в ярости разбросал чьи-то картинки и заорал: «Уйдите все, кто хочет показать, что рисует как я, я это и сам умею. Останьтесь только те, кто рисует самостоятельно». Из 200 осталось 10 человек. У нас на фестивале иностранцы берут в руки каталоги и удивляются: ой, у вас и так рисуют, и так, и так, вот у вас весело, а у нас, если ты не рисуешь как Дисней, на рынок не пробьешься. Да, мы, может быть, меньше зарабатываем, зато у нас свобода и веселье.
О популярности комиксов
Про свободу. Есть ли у комиксистов какие-то морально-нравственные ограничения в выборе тем, сюжетов, может быть, своеобразный кодекс чести? Или неограниченная свобода и каждый решает сам?
•    Как в любом искусстве, это мораль и нравственность каждого художника. Я не принимаю на фестиваль работы, которые раздувают национальную рознь или призывают к жестокой агрессии, мне просто самому противно, к тому же это против закона. Но в принципе каждый рисует так, как хочет и умеет.
В чем, на ваш взгляд, состоит причина такой популярности комиксов во всем мире?
•    Вы знаете, все-таки комикс — это кино с неограниченным бюджетом и некая игра, в которую мы все договорились играть. Сейчас часто снимают фильмы в стилистике комиксов — там много условностей просто отброшено. Герой может взять пулю в пальцы, щелкнуть и выстрелить. И при этом раз это комикс, то все можно, всем понятно, что бабушка так шутит. В этом, думаю, и есть секрет популярности.
(Юлия Изюмова, РБК-daily)

30 апреля 2012 г.
Комментарии