Джордж Р. Р. Мартин в Санкт-Петербурге
16 августа в пресс-центре ИА ТАСС в Санкт-Петербурге прошла пресс-конференция писателя, сценариста, автора литературного цикла «Песнь Льда и Пламени» и одного из создателей сериала «Игра Престолов» Джорджа Р. Р. Мартина. Визит в Город на Неве, как и в Российскую Федерацию в целом, стал дебютным для знаменитого автора — он прибыл в город в качестве Почетного Гостя Петербургской фантастической ассамблеи, стартующей 18 августа, и пробудет в Северной столице всего несколько дней. Встреча проходила с телемостом в московский пресс-центр ТАСС, дабы охватить и московскую аудиторию.
Логично, что за долгие годы вопросов к творцу Вселенной «Игры Престолов» у журналистов накопилось множество, и, чтобы сделать пресс-конференцию максимально информативной, издательство «АСТ» заранее представило СМИ список часто задаваемых вопросов (FAQ). В результате беседа с писателем вышла дружеской, живой и нетривиальной. Мы отобрали самые интересные моменты разговора с Джорджем Мартином, а также с другими гостями пресс-конференции: литагентом Крисом Лоттсом, заместителем генерального директора «Эксмо-АСТ» Мариной Абрамовой, представителем оргкомитета Петербургской фантастической ассамблеи Еленой Бойцовой и редактором «Астрель-СПб» Николаем Кудрявцевым, исполняющим роль переводчика пресс-конференции. С удовольствием делимся этими моментами с вами.
Пресс-конференция открылась выступлением издателей — слово взяла Марина Абрамова. Заместитель генерального директора «Эксмо-АСТ» рассказала, что издательская группа сотрудничает с Джорджем Мартином уже почти двадцать лет, и за это время в России вышло около двух миллионов книг автора. «Такие впечатляющие цифры — эквивалент любви российского читателя к мирам, героям и к самому Джорджу Мартину», — подчеркнула Марина Абрамова. — И сегодняшняя встреча очень важна для нас как для издателей: мы чувствуем себя непосредственной частью большого международного литературного пространства». Издатель поблагодарила Джорджа Мартина за встречу и рассказала, что у поклонников будет еще одна возможность увидеть писателя — 17 августа в 16:00 он проведет творческую встречу в книжном магазине «Буквоед» на Невском проспекте. Также Марина Абрамова отметила, что визит Мартина открывает в России новый литературный сезон, гостями которого осенью станут Николас Спаркс и Джефф Кинни.
«Приятно видеть столько милых лиц. Надеюсь, каждый из вас представляет тысячу российских фанатов!». На этой бодрой ноте начал свое выступление литературный агент Джорджа Мартина Крис Лоттс. Он поблагодарил «АСТ» за то, что издательство «многое делает для Джорджа» и Петербургскую фантастическую ассамблею за возможность принять участие в «замечательном конвенте». Также Крис Лоттс выразил восхищение красотой Северной столицы и порадовался, что Джорджу и ему повезло с погодой. «Зима, может, и близко, но пока погода замечательная!» — пошутил он.
Следующей выступила Елена Бойцова, отметившая, что нынешняя Петербургская фантастическая ассамблея станет уже седьмой по счету и каждый год мероприятие приглашает в качестве Почетного Гостя западного фантаста. Среди гостей прошлых лет — Йен Макдональд и Питер Уоттс. Но Джордж Мартин — несомненно, самый статусный участник Ассамблеи за всю ее историю.
Наконец, микрофон перешел в руки главного героя события. Приводим несколько самых интересных фрагментов разговора Джорджа Мартина с российскими журналистами.
Ж: Никогда не знаешь, откуда придет вдохновение. Расскажите о самом странном источнике вдохновения для вас и о том, с какой писательской задачей он помог вам справиться.
ДМ: Источников вдохновения существует множество. О некоторых книгах и идеях я знаю точно: они были вдохновлены теми или иными случаями, встречами, событиями. О других же у меня нет никакого представления — это что-то из подсознания, что-то из левого или правого полушария мозга. Например, в 1991 году я писал sci-fi-роман «Авалон» и вдруг из ниоткуда в моей голове всплыла сцена об обезглавленном человеке и щенках лютоволка в снегу — та самая, которая впоследствии станет первой главой цикла «Песнь Льда и Пламени». Я написал эту главу за 3 дня, просто рассказывая то, что мне привиделось. Потом я понял, что будет в следующей главе, потом — что в главе за ней. Так, шаг за шагом, родилось что-то большое. Конечно, я всегда хотел писать фэнтези и уже создал несколько рассказов в этом жанре. Я вдохновлялся Войной Алой и Белой Розы, книгой Тэда Уильямса «Трон из костей дракона» и вообще всей тетралогией. Но конкретно эта сцена — я не знаю, откуда она пришла ко мне. И, может быть, это незнание и есть один из краеугольных камней вдохновения.
Ж: Наверняка вы испытываете огромное давление в связи с вашей популярностью. Как вы справляетесь с ним?
ДМ: Да, я испытываю давление. Я работаю 7 дней в неделю — за исключением воскресений в футбольный сезон (я поклонник американского футбола). И, конечно, популярность усложнила мне жизнь — в 2007-м году я нанял первого ассистента, а теперь у меня их пять, и все равно работы слишком много. Лучший способ отдыхать для меня — это погружение в книгу. Я сажусь за компьютер и отправляюсь в Вестерос, и мир вокруг перестает существовать, и я забываю о давлении, о дедлайнах и обо всем остальном — теперь для меня существуют только герои, их истории и то, что ожидает их впереди».
Ж: В мире Льда и Пламени много богов, много религий. Скажите, как ваши собственные воззрения повлияли на то, как вы изобразили богов в книгах?
ДМ: В этом контексте любопытно вспомнить «отца» фэнтези Джона Р. Р. Толкина, у которого, несмотря на то, что он сам был истовым католиком, религия в книгах отсутствует полностью — нет священников, нет храмов, нет верований ни в каком виде. На эту тему существует множество теорий, это очень интересный феномен. Что касается меня, я читал много исторических книг по истории Средних веков и понимаю, как религия была важна в те времена. Я сам был воспитан как католик, но с детства скептически относился к религии и задавал «неудобные вопросы», чем повергал в отчаяние священника и монахинь. В колледже я окончательно распрощался с религией, поэтому я, наверное, плохой католик и Толкин всего этого не одобрил бы. Но! Я никогда не отрицал важность религии в человеческой истории. И мне всегда было интересно, как она соотносится с фэнтези. Кто-нибудь скажет, что религия и есть фэнтези, однако фэнтезийный мир полон магов, жрецов и иногда нисходящих к людям богов, способных оказать несомненное влияние на верования людей. Например, если бы где-то появился чародей, способный возвращать из мертвых, его учение наверняка нашло бы огромное количество сторонников. Мне было интересно поразмышлять на эту тему, посмотреть, как подобная реальность может воздействовать на религиозное сознание в созданном мной мире.
Ж: Дотракийцы во многом напоминают Золотую Орду. С каких народов вы писали их? И вдохновлялись ли вы российской историей?
ДМ: Дотракийцы, конечно, похожи на монголов, но все же они — некое гибридное образование из разных «степняков»: тут и гунны, и скифы, и индейские племена — шайенны, сиу, и много элементов, придуманных лично мной. Кстати, в Британском музее сейчас проходит выставка, посвященная скифам, которых там так и именуют — настоящие дотракийцы (хотя это и не совсем верно). Насчет российской истории: к сожалению, есть крайне мало книг по этой теме на английском языке, но если мне когда-нибудь попадется такая, я с удовольствием ее прочитаю.
Ж: Брали ли вы какие-либо фанатские теории в разработку, и спасла ли фанатская любовь хотя бы одного персонажа?
ДМ: Нет, фанатские теории не влияют на мою работу. Я стараюсь никак не соприкасаться с ними, хотя это трудно — люди пишут мне на эту тему имейлы. В 1999-м году, когда вышла вторая книга, я интересовался фанатскими форумами, мне было любопытно, что же там читатели думают о моем творчестве. Но потом я понял: я не хочу знать неправильные теории, которые способны сподвигнуть меня изменить что-то, чего не следует менять — мне нужно сохранять мое видение. И тем более я не хочу читать правильные предсказания и думать потом «Боже мой, они обо всем догадались, а ведь я собирался написать об этом только три книги спустя!». Все было распланировано еще в 90-е, и было бы неправильно поддаваться фанатскому влиянию. Однако это не значит, что я не люблю общаться с фэнами, — я люблю, и завтра с удовольствием приму участие в Фантастической ассамблее.
Также Джордж Мартин добавил, что работает сейчас над приквелом цикла «Песнь Льда и Пламени», двухтомником «Пламя и Кровь», представляющим собой хроники правления династии Таргариенов.
Материал подготовила Маргарита Терехова