МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

Фестиваль архивного кино «Белые столбы» ХIX стартовал 23 февраля.

Фестиваль архивного кино «Белые столбы» ХIX стартовал 23 февраля.

Впервые фестиваль архивного кино стал открытым. Все желающие могут посмотреть большую часть фестивальной программы бесплатно в кинотеатре «Иллюзион». Все эти годы фестиваль был закрытым, он проводился только для профессионалов-кинематографистов на территории «Госфильмофонда».
Текст Дмитрий Намычкин.

Первый фестивальный день, совпавший с праздником, был отмечен в чисто кинематографическом стиле — показом фильма Леопольда Линдтберга (Швейцария, 1945 год) «Последний шанс». Профессиональный театральный режиссер большую часть своей жизни посвятил сцене Цюрихского театра. Потом его затянуло кино. Картина «Мария Луиза» (1944 год) получил «Оскар» за лучший сценарий, а «Последний шанс» (1945) — стал самым титулованы фильмом в истории швейцарского кинематографа (Международная премия мира на Каннском МКФ, «Золотой глобус» за развитие взаимопонимания между народами посредством кинематографа). Это фильм про родную Швейцарию, правда, прежде чем она стала родной, Линдтберг добирался до нее через Париж, Варшаву и Тель-Авив. История, о которой идет речь в картине, ему очень близка и перекликается с судьбами его друзей. Фильм адресован конкретно швейцарским властям, чтобы заставить их изменить политику в отношении беженцев (1943 год, Северная Италия во время Второй мировой войны). Официальное открытие фестиваля началось поле просмотра «Последнего шанса». Ведущие церемонии открытия Сергей Новожилов и Ангелина Вовк представили гостей (около 20 известных артистов), но самые большие овации достались Марлену Хуциеву, отмечающему в этом году 90 летие.

Ангелина Вовк, представляя Марлена Мартыновича, призналась, что всю жизнь мечтала у него сниматься, он тут-же парировал: « Красавица Ангелина! Почему в прошедшем времени? Еще не вечер, у нас все впереди и я готов целовать ваши руки». (К 90-летию великого режиссера Марлена Хуциева в программу включены уникальные материалы, не вошедшие в фильм-энциклопедию «оттепели» «Застава Ильича» (1962/1965), сцены из новой, еще неоконченной работы мастера «Невечерняя» (2003–2015) и редкая копия, возможно, самого недооцененного фильма режиссера «Бесконечность» (1991).) Когда на сцену поднялся Евгений Герасимов (режиссер, актер, депутат Мосгордумы, от партии «Единая Россия»), ожидаемы были пафосные слова о фестивале, о его мировом значении, но он начал с неожиданного обвинения в адрес Библиотеки, пережившей пожар. Как можно не оцифровать архивы? И привел в пример «Госфильмофонд», сохранивший и приумноживший нашу историю и культуру. Затем в поэтической форме переключился на политику, продекламировав стихотворение Пушкина «Клеветникам России».

«О чем шумите вы, народные витии?

Зачем анафемой грозите вы России?

Что возмутило вас? волнения Литвы?

Оставьте: это спор славян между собою,

Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,

Вопрос, которого не разрешите вы.

Уже давно между собою

Враждуют эти племена;

Не раз клонилась под грозою

То их, то наша сторона.

Кто устоит в неравном споре:

Кичливый лях, иль верный росс?

Славянские ль ручьи сольются в русском море?

Оно ль иссякнет? вот вопрос».

После выступлений гостей фестиваля, Генеральный директор Госфильмофонда Николай Бородачев поздравил всех с открытием: «Наш фестиваль проходит в преддверии общего праздника -70 летия Победы в Великой Отечественной войне. Советская армия освободила мир от фашизма. И мы, в первую очередь, этому событию посвящаем фестиваль. Чем отличается советский, российский солдат от других? Как историк я вам скажу точно: никогда православный солдат не разрушал святынь — синагогу, мечеть, надгробие...». К юбилею победы в Великой Отечественной войне кроме цветных съемок парада на Красной Площади, будет показан документальный фильм «Освенцим» (1945). Картина, смонтированная Елизаветой Свиловой — женой и музой Дзиги Вертова, стала одним из главных обвинительных документов на Нюрнбергском процессе.

В рубрике «Возвращение с победой» столкнулись несколько взглядов на «подлинный конец войны». Тут и сталинский китч — «Три встречи» (1948), поставленные совместными усилиями Всеволода Пудовкина, Сергея Юткевича, Александра Птушко, Лео Арнштама и Михаила Ромма — один из самых редких фильмов эпохи «малокартинья». И канонические, казалось бы, «В шесть часов вечера после войны» (1944) Ивана Пырьева, впервые за полвека демонстрируемые без купюр. Польский взгляд представлен экзистенциальной драмой Ежи Кавалеровича «Настоящий конец большой войны» (1957),венгерский — картинами Гезы фон Радвани «Где-то в Европе» (1947) по сценарию Белы Балаша и «Так я пришел» (1965) — одним из первых визуальных экспериментов знаменитого Миклоша Янчо. Одна из самых любопытных тем фестиваля — «Искусственный человек». В этом цикле впервые в России будут показаны все шесть серий фильма Отто Рипперта «Гомункулус» (1916), предоставленного Мюнхенским музеем кино (второй показ в мире). Первый сериал об «искусственном человеке» — предтеча «Франкенштейна», «Метрополиса» и «Альрауне». Почти целый век фильм считался утраченным.

В этой же рубрике еще одна российская премьера — полная версия шедевра немецкого киноэкспрессионизма «Альрауне» (1928) Хенрика Галеена.

Для любителей классического Голливуда 1930-х годов — в рамках мини-ретроспективы легендарной Мириам Хопкинс — будут показаны аморальные комедии Эрнста Любича «Неприятности в раю» (1932) и «План жизни» (1933). В этой же рубрике — «Бекки Шарп» (1935) Рубена Мамуляна: первый полноценный трехцветный фильм. В Госфильмофонде обнаружилась сенсационная находка — единственный в мире полный нитропозитив (горючая пленка), который был специально отреставрирован к фестивалю. Самый редкий фильм рубрики — «История Темпл Дрейк» (1933), экранизация романа Уильяма Фолкнера «Святилище», известного в России по фильму Балабанова «Груз 200» и вызвавшего в США столь же громкий скандал. Копия фильма, никогда не демонстрировавшегося в России, предоставлена нью-йоркским Музеем Современного Искусства. Все фильмы этой программы демонстрируются на английском языке с субтитрами.

В минувшем году в Госфильмофонде было найдено несколько картин с участием Бэби Пегги — последней ныне здравствующей актрисы немого кино. Ей посвящена отдельная программа фестиваля.

Также на фестивале будут демонстрироваться: Кинопробы к «Анне Карениной» (1967) Александра Зархи; на роль Каренина пробовались Иннокентий Смоктуновский, Николай Черкасов, Евгений Евстигнеев, Андрей Попов.

Первая ретроспектива украинского мультипликатора-авангардиста 1920–1940-х годов Вячеслава Левандовского (в том числе эпатажный культурфильм с элементами анимации «Рождение человека», 1930 и шедевр объемной мультипликации «В кукольной стране», 1941).

Реставрация 3D-варианта сказки Александра Роу «Майская ночь, или Утопленница» (1952).

Экспериментальная кубинская антибюрократическая сатира «Смерть бюрократа» (1966).

Классический вестерн «До последнего человека» (1923), недавно обнаруженный в Госфильмофонде — картина, впервые прославившая Виктора Флеминга, будущего режиссера «Унесенных ветром».

«Переполох» (1928) — картина одного из любимых учеников Эйзенштейна Александра Лёвшина, все фильмы которого считались утраченными.

Сюрреалистический советский мультфильм «Гляди в оба» (1934).

Премьера полной версии шедевра авангардной мультипликации «Винтик-шпинтик» (1927).

«Жена напрокат» (1913) — первый эстонский фильм.

«Кот в сапогах» (1938) — классический мультфильм сестер Брумберг, впервые за 70 лет восстановленный в цвете.

«Майская ночь» (1940) — один из немногих советских фильмов, снятых по «двухцветному» методу, предтеча украинского поэтического кино.

«Гибель сенсации» (1935) — первый советский фильм о роботах.

«Опыты по оживлению организма» (1940) — знаменитые эксперименты профессора Брюхоненко, запечатленные в редком довоенном научно-популярном фильме.

«Невеста Франкенштейна» (1935) — по мнению многих специалистов, лучший из фильмов о знаменитом Монстре в исполнении Бориса Карлоффа.

«Око за око» (2008) — последняя картина Геннадия Полоки, задуманная сразу же вслед за «Республикой ШКИД», но реализованная лишь сорок лет спустя.

Подробности читайте в следующих выпусках «ФЦ»

24 февраля 2015 г.
Комментарии