Мюнхенский Центральный институт истории искусств выложил в сеть архив нацистского искусства.
Мюнхенский Центральный институт истории искусств выложил в сеть более 100 тысяч фотографий, сделанных на ежегодной Большой выставке немецкого искусства (Große Deutsche Kunstausstellung), которая проводилась в Мюнхене с 1937 по 1944 год. Почему известный историк, киновед, еврей — коллекционирует фашистские награды и пишет книгу о Гитлере.
«Когда мы начали работать с этими фотографиями, мы поняли, что между тем, что говорилось в описаниях выставки, и тем, что мы увидели своими глазами, существует огромная разница», — говорит искусствовед Кристиан Фурмайстер из Центрального института истории искусств.
По его словам, раньше исследователи полагались на официальные каталоги выставки, в которых почти не было фотографий: из 1200–1600 объектов, каждый год входивших в экспозицию Большой выставки немецкого искусства, в каталоги попадали лишь 50–60.
Шесть толстых альбомов с оригинальными фотографиями с выставки десятилетиями лежали без движения в архиве Центрального института, пока в 2007 году группа исследователей не занялась их каталогизацией и оцифровкой. В проекте также принимали участие специалисты из мюнхенского Дома искусства и Немецкого исторического музея в Берлине.
Теперь портал gdk-research.de предлагает совершить виртуальное путешествие по залам каждой из восьми огромных выставок, рассмотреть каждое произведение, прочитать, кем оно было создано, за какие деньги и кому именно продано.
Проект дает вполне ясное представление о преобладающих вкусах немецкого общества при нацистском режиме: подавляющее большинство работ на Большой выставке немецкого искусства представляли собой вовсе не произведения, созданные в пропагандистских целях, а вполне традиционные пейзажи, натюрморты и жанровые картины.
Эдмунд Штеппес. Паладины Пана. 1942
Созданная исследователями база данных дает возможность убедиться в том, что главным ценителем немецкого искусства был Адольф Гитлер. За годы работы Большой выставки он купил на ней 1312 работ на общую сумму около 7 млн рейхсмарок.
Одним из этих произведений была картина Эдмунда Штеппеса (она обошлась Гитлеру в 15 тысяч рейхсмарок), на которой изображены глядящие вдаль белка и единорог.
По мнению Кристиана Фурмайстера, популярность пейзажей и жанровой живописи во времена Третьего рейха не в последнюю очередь объясняется тем, что их аполитичность позволяла немецкому обывателю отдохнуть от пропаганды.
Источники информации: The Art Newspaper .
Напечатано: 08/12/2011. openspace. ru