Объявлен «шорт-лист» премии «Большая книга»
30 мая на литературном обеде в московском ГУМе был оглашен «короткий список» самой весомой и престижной литературной премии современной России — «Большая книга».
У каждой крупной литературной премии свой характер и свои особенности. Есть премии как бы спокойные, с постоянным составом жюри, с более или менее четкими критериями отбора кандидатов и выбора лауреатов, которые диктуются прежде всего фигурой писателя, давшего этой премии свое имя. Таковы, например, премия Александра Солженицына и «Ясная Поляна» имени Л. Н. Толстого. Есть премии непредсказуемые (из-за постоянной ротации членов жюри), часто вызывающие раздражение у писательского и журналистского сообщества своей капризностью, случайным и ничем не обоснованным выбором победителя, но, тем не менее, очень оживляющие литературный процесс. Таковы, скажем, «Русский Букер» и «Национальный бестселлер».
У «Большой книги» с самого начала существования характер определился спортивный и довольно жесткий. Она вызывает, как правило, наибольшее раздражение в сообществе писателей; тем более что и премиальный фонд ее самый высокий — пять с половиной миллионов рублей. 3 миллиона получает первый лауреат, а двое других — один и полтора миллиона. Ставки высоки, СМИ к «Большой книге» проявляют наибольший интерес. Отсюда волнения, отсюда негодования и неизменные крики: «А судьи кто?!» И это при том, что состав Экспертного совета и Большого жюри хотя и меняется, но крайне медленно и консервативно, в основном за счет добавления в Большое жюри новых «академиков». Экспертный же совет, который и выбирает финалистов из «длинного списка», невелик и прозрачен, как небольшой аквариум: все рыбки на виду и к каждой можно было приглядеться.
Жесткость и спортивность «Большой книге» придает весьма стремительный процесс выбывания участников премиального марафона, а также то, как это происходит: наглядно, при стечении публики, журналистов, под прицелом теле- и фотокамер. И вот час назад ты был в «длинном списке», а в «шорт-лист» уже не попал. Лауреатов же и вовсе называют на сцене, где вместе с ними сидят и потенциально проигравшие «игроки». Самолюбия при этом страдают ужасно, но, за исключением пермского писателя Алексея Иванова, я не знаю, кто отказался бы участвовать в этом состязании.
Потому что надежда, как известно, умирает последней...
В этом году за час до начала церемонии объявления финалистов Роспечать устроила пресс-конференцию, на которой в рамках рекламной компании «Занимайся чтением» был показан неожиданный ролик, который записал молодой рэпер Fike. Записанный на стадионе «Торпедо» этот ролик рекламирует чтение среди подростков самым экстравагантным образом. Здесь Пушкин, Гоголь и Достоевский играют в баскетбол, стреляют из стартового пистолета и проделывают разные другие штуки, которые по идее создателей ролика должны сделать русских классиков близкими молодежи. Предполагается, что ролик будет активно функционировать в Интернете и даже показан на телеканалах МТВ, МузТВ, ТНТ, СТС, ТВЦ и Дождь.
Церемония объявления финалистов в этот раз происходила без театрального представления, в простой рабочей обстановке. Председатель Экспертного совета Михаил Бутов вышел на трибуну с несколько усталым видом и сказал, что «это был самый сложный сезон в истории выборов финалистов премии. Книги были очень разные — от интеллектуальных провокаций до произведений православных иерархов». И вот список тех, кого принято называть «сборной командой по литературе» очередного года; кто в ноябре будет состязаться за три премиальных места и на чьих книжках издатели обязательно поставят рекламный текст: «Лауреат премии „Большая книга“».
- Галина Мария. «Медведки»
- Гранин Даниил. «Мой лейтенант...»
- Григоренко Александр. «Мэбэт»
- Губайловский Владимир. «Учитель цинизма»
- Дмитриев Андрей. «Крестьянин и тинэйджер»
- Кабаков Александр. Попов Евгений «Аксенов»
- Маканин Владимир. «Две сестры и Кандинский»
- Носов Сергей. «Франсуаза, или Путь к леднику»
- Попов Валерий. «Плясать досмерти»
- Прилепин Захар. «Черная обезьяна»
- Рубанов Андрей. «Стыдные подвиги»
- Степнова Марина. «Женщины Лазаря»
- Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» и другие рассказы»
- Элтанг Лена. «Другие барабаны».
«Российская газета» — http://www.rg.ru/
Текст: Павел Басинский