С 24 января «От барокко до рока»
«Галерея Яны Баус» в здании Геологического музея им. В.И. Вернадского по адресу ул. Моховая, д. 11, стр. 11 (Белый зал, 2-й этаж).
Гостей фестиваля ждёт прекрасный вечер, когда соединятся камерная музыка, с участием пианиста Бориса Березовского, и художественная экспозиция зимнего сезона «Моя страсть – музыка» французского художника и скульптора Жакомо де Пасса. Когда музыкальная и изобразительная составляющие гармонично дополняют друг друга и создают особую атмосферу неожиданного восприятия искусства.
Для первого фестивального сезона выбор работ Жакомо де Пасса не случаен. Этот французский художник не может жить без музыки, которая постоянно звучит в его мастерской. Именно Музыка – и есть его главная Муза. Это одна из главных тем его живописных, графических и скульптурных работ. Особенно художника вдохновляют классическая, этническая музыка, джаз, кантри. Жакомо выработал определенную технику передачи звука в цвете, разработал язык образов, в котором каждому музыкальному инструменту соответствует определенное внутреннее состояние.
Музыкальная часть представлена концертом «Борис Березовский-Цвет музыки». Вместе с Борисом Березовским выступят Ольга Дьячковская (сопрано), Элина Пак (альт), Святослав Мороз (скрипка), Майкл Гутман (скрипка). В программу войдут произведения И. Брамса, К. Сен-Санса, Ф. Шопена, Дж. Гершвина, Л. Годовского, Г. Гульда, романсы русских композиторов и Квинтет А. Аренского. Подбор произведений ярко подчеркивает синтез живописи и музыки. Так, например, будет звучать Равель, композиции из цикла «Отражения» («Лодка в океане» и др.). Также будут представлены испанская, русская темы.
Благодаря картинам, музыку можно будет «увидеть», а музыка поможет «услышать» написанное на холстах.
Музыкальный симбиоз.2000. Оригинальная литография 50х66 см.
Выставка ЖАКОМО ДЕ ПАСС «Моя страсть- музыка»
Жакомо де Пасс родился в 1938 году в Марокко. Живет и работает в Грассе, на юге Франции.
Выходец из семьи потомственных гондольеров. Почетный гражданин Венеции. Художественное образование началось в Школе изящных искусств Касабланки, продолжилось в Академии Фроше, Жулиан, Гранд Шомерье, Ателье де ля Бюшери в Высшей школе рисунка Монпарнаса . Выставочная деятельность началась в 1955 году и продолжается по настоящее время. На счету маэстро более 130 персональных выставок, которые состоялись в лучших галереях и музеях мира. Выставочная деятельность в России началась в 2004 году. Выставки прошли в разных городах, но главным выставочным событием стала персональная выставка Жакомо де Пасса в Государственной Третьяковской галерее в 2008 году «Мои страсти», получившая высокие оценки как со стороны искусствоведов и критиков, так и со стороны зрителей.
В творческом пути художника выделяются три периода — экспрессионизм, сюрреализм, и период нового живописного языка, который называется «живопись, перемежающимся светом». Эта живопись проявляется в сложности изобразительной манеры художника, который нашел для выражения замыслов свою необычайную красочную палитру, характеризующуюся удивительными цветовыми сюжетами, которыми перемежаются игрой радужных оттенков.
В творчестве мастера цветовая палитра и цветовые нюансы значительно важнее, чем графичность. Композиция полотен не сводится к строгой графичности или архитектурной точности. Связь живописности и графичности, из которых первая в большей или меньшей степени господствует над второй, в зависимости от сюжета, определяет манеру художника.
Тематика работ маэстро постоянно обновляется, в этом проявляется эволюция его творчества. Основные темы творчества: «Женщина и дикие животные», «Музыка», «Маски», «Игра», «Лошади», «Человеческая комедия» и другие. Темы раскрываются в живописных, графических и скульптурных работах.
Музыкальная тема – самая любимая тема в творчестве Жакомо, поскольку маэстро не может жить без музыки. Она постоянно звучит в его мастерской. Это классическая музыка, этномузыка, рок, джаз, кантри. Любимые композиторы художника – Брамс и Чайковский.
Изображение музыкальных инструментов спонтанно возникают в произведениях Жакомо де Пасса в разные периоды его творчества. И только в 1980–х годах он создает обширный цикл, посвященный теме «Женщина. Музыка. Любовь». Для художника музыка является чем-то из области сакрального, она не терпит лжи. Это сама чистота и совершенный язык любви. Слова могут быть неискренними, а музыка никогда.
Но каким же образом можно запечатлеть музыку на плоском пространстве художественного полотна, дать увековечить внезапно нахлынувшие чувства? Глаза могут долгое время созерцать картину, но музыку созерцать невозможно- она остается невидимой и абстрактной и характеризуется лишь длительностью звуков.
Жакомо, как никто другой, способен воплотить звук в цвете таким образом, что музыкальная гармония как бы становится неотъемлемой частью палитры художника.
Насыщенность оттенков цвета, их матовость или прозрачность, прочность или блеск дают возможность зрителю уловить музыкальную тему, с помощью которой художник хочет донести до нас внутреннее состояние музыканта и свое собственное. Музыкант аллегорически воплощен в образе музыкального инструмента. Художник стремиться запечатлеть настроение, созданное музыкой и обращенное к женщине. Музыкальные инструменты только помогают нам догадаться о мелодическом строе этого «послания».
Маэстро разработал образный язык, в котором имеются четкие соответствия между тем или иным музыкальным инструментов и тем или иным внутренним состоянием. По такому принципу разделяются духовые, струнные и ударные инструменты. Художник отдает предпочтение струнным. Он желал бы видеть себя в другой жизни скрипачом. Жакомо де Пасс рассматривает скрипку как совершенный музыкальный инструмент, наиболее созвучный различным внутренним состояниям.
«Музыка, особенно скрипичная, затрагивает в моей душе самые сокровенные струны. На своих полотнах я вижу себя играющим на скрипке», — говорит художник.
Именно скрипка ассоциируется с истинным проявлением любви. Самые искренние, самые глубокие чувства передаются звучанием скрипки. Этот инструмент непременно присутствует на картине, когда речь идет о проявлении нежной возвышенной страсти.
Духовые и клавишные инструменты символизируют повседневное общение. Эти инструменты для художника воплощают потребность диалога с внешним миром без погружения в мир внутренний.
Маэстро говорит о своем отношении к музыке так: «Музыка – это то, что существует внутри нас, это волшебные вибрации, которые потом превращаются в великие произведения. Моя любовь к музыке – это огонь, возникающий в глубине меня, мои чувства меняются, а любовь к музыке остается неизменной и пронизывает все мое творчество. Музыка- это моя мать, жена, любимая женщина».
На выставке «Моя страсть – музыка» представлены произведения живописи, графики, включая оригинальные литографии и акварели, а также скульптура малой пластики.
Особый интерес представляет цикл работ , относящийся к четвертому периоду творчества художника, называемому «живопись, перемежающимся светом», Это «Восточное трио», «Ноты и краски», «Техника и музыка», «Обнаженная с лилиями».
Акварельные работы выполнены художником в Москве во время подготовки к персональной выставке в Государственной Третьяковской галерее.
Значительная часть выставки – это литографический цикл «Вослед за Радугой», демонстрирующий симбиоз музыки и цвета в поэзии Эрве Базена и живописи Жакомо де Пасса.
Певица.1989. холст масло 61х50 см.
Скрипки забвения.1989. холст,масло 100х100 см
Дуэт флейта и мандолина.1998.холст,масло 55х46 см.
Техника и музыка. 1999. Холст,масло 92х73 см.
Ноты и краски. 1999. Холст,масло 116х89 см.
Бомбара 1 .2000. Холст ,масло 50х100 см. Бомбара 2.2000. Холст, масло 50х100 см.
Восточное трио.2000. Холст, масло 100х100 см.
Певица. 1999. Бронза 35см. Закон, музыка, общение. 1999. Бронза 35 см.
Фронтиспис .1992. Оригинальная литография 30х66 см