Театральная «Амурская осень»
Дмитрий Намычкин
Фестиваль «Амурская осень» — единственный в России смотр, объединивший театр и кино. И хотя оба вида искусства живут на фестивале отдельно, как-бы независимо друг от друга, да и рассматриваются разными жюри, но бывают и совпадения, когда артиста, сыгравшего в спектакле, можно увидеть на экране.
В этом году такой фигурой стал Андрей Чадов, сыгравший неординарные образы в конкурсном спектакле режиссера Аллы Решетниковой «Шестикрылая Серафима» и фильме Олега Агейчева «Доминика», за эти две роли артист был награжден призом Совета партнеров фестиваля.
Театральный конкурс фестиваля — это конкурс антреприз. А театральная постановка и антреприза — это две большие разницы. Антреприза не подразумевает серьезных будоражащих высказываний, она исторически основана на комедии положений, на курьезе, фарсе, интриге. Известный антрепренер Федор Корш (1852- 1923гг) владел Русским драматическим театром и строил репертуарную политику на пьесах понятных народу, в основном, комедийного содержания. Театралы с презрением отзывались об этих спектаклях и называли их насмешливо «коршевскими». Но знаменитый продюсер, знал, что он делает. Он ставил антрепризы для народа, для студентов, а заработанные средства в дальнейшем вкладывал в серьезные постановки. Это был небольшой, но очень яркий период расцвета театра. Современная антреприза — строится по той-же схеме и с той-же целью, но все режиссеры и артисты участвуют в антрепризах параллельно основной деятельности — работают в театрах, снимаются в кино, преподают. Антрепризы традиционно ставятся под популярных актеров. В России расцвет антреприз пришелся на вторую половину XIX, небольшие частные театры стали альтернативой репертуарным театрам, в том числе, императорскому Мариинскому, Александринскому, Малому. И играли в таких спектаклях Вера Комиссаржевская, Мария Ермолова...
В Благовещенске в конкурсе антреприз участвовали 10 постановок, и в каждой из них — яркое имя. Спектакль «Близкие люди» (реж. Алексей Кирющенко) поставлен на Николая Добрынина и Людмилу Артеньеву; «Любовь и голуби» (реж. Василий Мищенко) — это Михаил Жигалов, Мария Голубкина, Раиса Рязанова, Анатолий Журавлев, Ольга Прокофьева; «Мой бедный Марат» (реж. Родион Овчинников) — Иван Стеблов; «На струнах дождя» (реж. Аким Андросов) — Ирина Муравьева; «Портрет страха» (реж. Дмитрий Пантелеев) — Игорь Жижикин; «Однажды вечером» (реж. Антон Фигуровский) — Олег Харитонов, Виктория Тарасова; «Мой внук Вениамин» (реж. Марфа Горвиц) — Лия Ахеджакова (спектакль получил трех призовых «журавлей» — за лучшую режиссуру, лучшую женскую роль Лия Ахеджакова и за роль второго плана — Надежда Лумпова). Премьера спектакля «Мой внук Вениамин» прошла в России два года назад и, по словам продюсера Ефима Спектора, спектакль был сыгран 52 раза и с аншлагом принимался не только в России, но и в Израиле и Америке. «Мой внук Вениамин» — это достаточно старая пьеса Людмилы Улицкой, и, по словам Ахеджаковой, она была написана специально для нее. «В спектакле очень много тем, которые на этой кухоньке связаны в один общий узел, — говорит актриса. — Холокост, предчувствие войны, но обо всем этом мы говорим деликатно, в неагрессивной форме. Я могу без преувеличения признаться, что Улицкая для меня фигура наимощнейшая, она совершила, можно сказать, революцию в моей театральной жизни». Лия Ахеджакова лет пять предлагала ставить пьесу в «Современнике», но мечта сыграть ее на сцене этого театра не осуществилась. Продюсер Ефим Спектор (специальный приз жюри «за создание художественного произведения в пространстве антрепризы»), работающий много лет с Ахеджаковой, нашел Марфу Горвиц и спектакль, наконец, случился. Время действия пьесы — перед перестройкой, последние вздохи совка, когда еще есть железный занавес. Главная героиня — немолодая Эсфирь, потерявшая близких в Бобруйске, пытается устроить личную жизнь сына. Еврейский вопрос здесь обсуждается тонко, чувственно, с мягкой иронией.
Сценография кажется очень скромной: коробка советской квартиры, старая мебель, антресоли, но эта видимая простота. Декорации сложно сконструированы и весят 3 тонны. Художник спектакля Вера Мартынова — ученица Дмитрия Крымова. Призовой статуэткой за лучший спектакль «Амурской осени» награждены «Игроки» по Гоголю (реж. Вячеслав Тыщук). Это уже совершенно иной уровень антрепризы, да и антреприза ли это в традиционном понимании? Если исходить из бюджетных декораций (кресла на колесиках) и пары столов, — то да, но нет главной приманки — знаменитости. Безупречная, филигранная ансамблевая игра семи артистов, одевших маски азартных шулеров, чья виртуозность проявляется не только за карточным столом, но и в отношениях друг с другом. Спектакль отличается четкой сценографией (Дмитрий Разумов), стильной «хореографией» (художник по пластике Алишер Хасанов). Здесь нет одного главного героя — все равны, и только одному — Дмитрию Мухамадееву выпало сыграть сразу три роли. За безупречное перевоплощение фестиваль наградил артиста «журавлем» — «за лучшую мужскую роль». К «Игрокам» хочется вернуться еще раз. Спектакль завораживающий, интригующий, изящный. Самая удачная антреприза может просуществовать максимум 3-4 года. «Игрокам» — уготовлена длинная жизнь.
Еще один спектакль, который уже подтвердил свою живучесть (премьера состоялась в 2003 году), — «Пленные духи». «Пленные духи», пожалуй, лучший спектакль Владимира Агеева. Во всяком случае, за него режиссер получил «Золотую маску» в номинации «Приз зрительских симпатий». Написанная в жанре водевиля, пьеса братьев Пресняковых поставлена ярко, зрелищно, смешно и вместе с тем изящно и поэтично. В спектакле происходят удивительные события, которых, по всей вероятности, не было в жизни великих классиков — Александра Блока и Андрея Белого. «Дуракаваляние какое-то, — с улыбкой говорил Агеев. Но я бы не взялся никогда за эту пьесу, если бы не чувствовал, что она абсолютно правдивая — в ментальном смысле. Гении такие и есть. Во многом чокнутые, ненормальные, во многом — дети...». Агеев ушел из жизни три года назад, но артисты сохранили спектакль и грают его в память о любимом режиссере.
Рьяным сторонникам исторической достоверности, да и зрителям неискушенным — «Пленные духи» — как «кость в горле». По сцене в дурацких белых одеяниях бегает Александр Блок (Олег Долин) и кривляется мать Блока (Ольга Лапшина), а Андрей Белый (Анатолий Белый), облаченный в красное домино Арлекина, выкручивает свое тело, как мокрое полотенце. С чудачествами и химик Дмитрий Менделеев (Алексей Багдасаров) со своими кожаными чемоданами, да и дочь его Любочка (Дарья Екимасова) — не человек, инопланетянка. Вся эта странная компания существует на сцене по каким-то загадочным правилам, они видятся как пациенты психиатрической больницы или как дети неразумные, но именно так режиссер интерпретирует вдохновение, раскрывая тайники гениальности каждого из героев Серебряного века. Сегодня имена Анатолия Белого, Ольги Лапшиной и др. артистов, занятых в спектакле, хорошо известны публике но, когда этот спектакль был поставлен, они были молодыми и только начинали свой путь в профессии. И, безусловно, «Пленные духи» — не могут стоять в ряду антреприз. Это экспериментальный спектакль, в котором шутки шутятся не ради шутки. Президент «Амурская осени» Сергей Новожилов наградил спектакль специальным призом.