«Волоколамский рубеж» под «Солнечным ударом»
Дина Радбель
Дмитрий Намычкин
ХI Международный фестиваль военно-патриотического кино «Волоколамский рубеж» посвятил свои мероприятия 100—летию Первой мировой войны.
Перед официальным открытием фестиваля во Дворце спорта «Лама» состоялся «круглый стол» «Первая мировая война и кинематограф. Уроки», модератором которой выступил заместитель председателя СК России Клим Лаврентьев. Участники — киноведы, военные историки, режиссеры документалисты в активной дискуссии сформулировали свое понимание истории и способы ее отображение на экране. «Круглый стол» эффектно дополнила фотовыставка, посвященная заявленной теме. На ее стендах были представлены материалы Государственного архива кинофотодокументов Красногорска, Центрального архива Министерства обороны.
Фестиваль стартовал фильмом Никиты Михалкова «Солнечный удар». Что было абсолютно ожидаемым. Все новые картины Никиты Сергеевича (и это стало традицией) играют премьеру в Волоколамске. На этот раз из-за телевизионного показа премьера потеряла свою свежесть, но большой экран подарил зрителям новые ощущения. Надо признаться, что в течение всего фестиваля в несолнечном Волоколамске ощущалось давление этой насыщенной смыслами и цитатами картины, ностальгирующей по времени до «Окаянных дней» Российской Империи. И все последующие конкурсные работы, непонятно каким образом, были заражены (или заряжены?) вирусом «Солнечного удара», кстати, получившего в финале главный фестивальный Приз. Тому пример короткометражка «Сила детства» (дебют режиссера Владимира Тихомирова, приз «за лучший фильм»), буквально, подхватившая эстафету Михалкова. Эта маленькая история тоже снята по русской классике (у Михалкова Бунин, здесь Лев Толстой) и тоже обращается к «героям» революции, правда, речь идет о первых мятежах 1905 года, а воспеваемая любовь — родственная, сыновья. Озлобленные крестьяне ведут на расстрел городового, но, буквально за пару секунд до выстрела, к нему подбегает маленький мальчик, его сын. Эту, можно сказать, главную роль сыграл Сема Рудниченко, именно он и сделал «погоду в доме», наполнив своим неподдельным отчаянием и радостью все экранное пространство. Камера рассматривает лица крестьян, всех отдельно, по одному, и у каждого «праведный гнев» сменяется смятением. Крестьяне принимают эту ситуацию, как личную. Ведь все они — отцы сейчас или в будущем.
За несколько минут, пока мальчик заступается за отца, а тот пытается его отправить домой, объясняя, что взрослые играют в жмурки, расстрельная команда деморализуется. Великолепные кадры, когда ликующий мальчик бежит домой на фоне ликующей природы...
В неигровом конкурсе победу одержала картина «Хан Гуссейн Нахичеванский. Человек чести». Режиссер Людмила Гуркаленко — опытный мастер, в фильмографии шесть работ, включая представленную на фестивале. Режиссер с почтением относится к истории нашей страны и вырывает из ее календарей странички, связанные то с адмиралом Макаровым, героем турецкой и японской войн, то пытается ответить на вопрос летописца Нестора: «Откуда есть и пошла русская земля». В представленной на фестивале ленте «Хан Гуссейн Нахичеванский. Человек чести», ее заинтересовала судьба «пропавшего без вести» во время Красного террора героя Русско-японской и Первой мировой войн генерала Русской Имперской Армии Нахичеванского. Фильм основан на огромном количестве документов из собраний Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи Санкт-Петербурга и др. архивов. Уникальные кадры 1886 года — подпоручик Хан Нахичеванский, через год поручик. До 1919— русский генерал от кавалерии, генерал — адъютант. Хан Гуссейн Нахичеванский, кстати, за всю историю был единственным генерал-адъютантом — мусульманином в Русской императорской армии. Но его, как и многих, ждал трагический конец: расстрелян большевиками в 1919 году, подробности скрыты от истории.
Спецприз жюри получила неигровая лента «Умереть в Сталинграде». Режиссер Вахтанг Микеладзе, ученик. Р. Кармена, среди двух десятков его картин многие становились призерами фестивалей. В картине «Умереть в Сталинграде» режиссер апеллирует к юному поколению, ведь для них — события, связанные со Второй мировой, и, в том числе, знаковое сражение, определившее исход этой войны, ушли в забвение или воспринимаются в искаженном виде. Автор напомнил о крупнейшей сухопутной битве в истории человечества, после которой немецкие войска потерпели стратегическую смерть, приблизившую окончательную победу над Третьим рейхом. Приз прессы получила картина Марины Трущ и Владимира Самородова «Искать — значит, помнить». Рассказ о поисковых командах, занимающихся опознанием и перезахоронением неизвестных солдат. Для этой сложной работы организуются отряды, в которые на добровольной основе привлекаются подростки. С одной стороны, мальчишки, откапывающие кости и черепа, делают благое дело, но с другой — есть в этих могильных раскопках и складировании человеческих останков что-то противоречащее этике. Вы можете представить своего ребенка, спокойно собирающего человеческие косточки — маленькие в одну кучку, большие в другую, и при этом спокойно и даже радостно заявляющего перед камерой, что ему это все так нравится, что он готов копать, копать и копать всю жизнь? В фильме не сказано ни слова о проблемах, связанных с финансированием этих команд. И абсолютно очевидно, что государство этим вопросом не озадачено, в бой идут не одни старики. Детки, безусловно, испытывают эйфорию подвига, но при этот все ли будет в порядке с их головками? Что мы видим в финале? Общую могилу с безымянными солдатами. Как были неизвестными, так и остались, только теперь в одном месте, под плитой. Повезло одному: ложку нашли с инициалами...
Спецприз жюри (в категории игровое кино) получила картина Евгения Сокурова «Цель вижу». Необходимо сказать несколько слов о режиссере. Евгений Сокуров окончил Высшее общевойсковое училище в городе Ташкенте. Принимал участие в боевых действиях в Афганистане, Анголе, Эфиопии. В кинематографе (окончил киношколу в Германии, преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров) проявил себя в качестве ведущего постановщика батальных и трюковых сцен. В фильмографии такие картины как «Америкен бой», «Я- русский солдат», «Мусульманин»,»Кавказский пленник»,»Спецназ», «Диверсант»,»Застава»,»Под ливнем пуль», «Сильнее огня»,»Разведчики»,»Кармелита-3» и др.
«Цель вижу» — о девушках — снайперах, о реальном боевом эпизоде Великой Отечественной войны. Шести девушкам — снайперам присвоено звание Героя Советского Союза, пять из них получили его посмертно. В картине чувствуются отголоски «А зори здесь тихие». Женский актерский состав работает слаженно, с чувством ансамбля, но в парных сценах все переигрывают, что, наверняка, приближает картину к массовому зрителю, как- бы все эмоции разжеваны. Но сама история, искренность ее подачи заставляют сопереживать происходящему на экране. Пожалуй, одна из самых интересных работ в картине — роль второго плана Елены Цыплаковой
(директор школы снайперов). Несвойственная актрисе жесткость, строгость раскрыли Цыплакову совершенно с новой стороны. Но на этом фестивале нет номинации за роль второго плана. Приз «за лучшую главную женскую роль» получила актриса Эльвира Шияпова за Зою Морозову.
Китайская картина «Я не Ван Мао» отмечена призовой статуэткой «за лучшую мужскую роль». Ее обладателем стал молодой артист Ван Дачжи, безусловный фаворит фестиваля. На его актерском мастерстве, включающем безупречность голосового аппарата, огромную мимическую амплитуду, темперамент, владение кунфу, акробатикой и т. д. — строится весь фильм.
Приемный сын Гоу Шэн (Ван Дачжи) соглашается пойти на войну вместо своего сводного брата Ван Мао. Он мечтает жениться на любимой девушке, ему нужны деньги на дом, на свадьбу. Но колесо фортуны вновь и вновь возвращает его на войну, где он готов пожертвовать жизнью ради любимой. А в это время его сводный брат собирается жениться на его девушке. Китайский Швейк, попав в пекло нескончаемой войны, оказывается мужественным и честным солдатом. Но кому служить на этой бестолковой войне? И кто оценит его подвиги? Только пуля и штык врага. Притча, сказка, черная комедия — трудно определить жанр. Восхищает операторская работа (Ван Янь) и труды монтажера (имя в титрах не переведено). Все играют азартно, кричат, не жалея связок, дерутся, не жалея мышц. Своеобразный китайский юмор и манерность исполнения тяжело воспринимаются зрителями, но надо постараться включить себя в пространство азиатской культуры, чтобы испытать новые эмоции.
Приз зрительских симпатий получила картина «Путевка в жизнь» (режиссер Олег Галин), спец. приз фестиваля — фильм «Умри отмщенным. Письма из прошлого» (режиссер Октай Мир-Касым). Об этих картинах мы расскажем в следующем сообщении «ФЦ».