МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

10 — 28 октября. Незабытый кинематограф. Татьяна Лиознова

10 — 28 октября. Незабытый кинематограф. Татьяна Лиознова

Государственная «Галерея „Нагорная“
ул. Ремизова, д.10

Татьяна Михайловна Лиознова — яркий представитель советского кинематографа. Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, лауреат всесоюзных и международных кинофестивалей, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Год назад в сентябре не стало великого мастера великого кино. Она была не просто кинорежиссером, сценаристом, педагогом, но и удивительной женщиной, с чуткой, нежной душой и сильным характером.

Если бы Татьяна Лиознова сделала только один фильм, то и тогда ее имя вошло бы в историю мирового киноискусства. Этот фильм, снятый по произведению Юлиана Семенова, «Семнадцать мгновений весны». Около 3 лет Лиознова создавала первый в истории советского телевидения (не говоря уже о кино) многосерийный фильм протяженностью в 14 часов. Редко какое кинопроизведение вот уже 30 лет регулярно появляется на голубом экране. Лиознова всегда мучительно долго, придирчиво выбирала сценарий новой работы. Нет, это не капризы, а требовательность, прежде всего к себе, желание не топтаться на месте, а двигаться дальше. Этим объясняется шестилетний перерыв после «Семнадцати мгновений весны». К счастью, она — создатель и других, глубоких по содержанию, искренних по чувствам, правдивых, лирических, психологически достоверных и в то же время гражданственных кинокартин, ярких и разнообразных по жанру, стилистике. Созданные Татьяной Лиозновой в 1960 — 80 годах 20 века выдающиеся фильмы «Им покоряется небо», «Памяти сердца», «Евдокия», «Карнавал», «Мы, нижеподписавшиеся» вошли в золотой фонд советского кинематографа. На вопрос: «Какой фильм больше всего запал вам в душу?» — многие зрители, особенно женщины, сегодня отвечают: «Три тополя на Плющихе». А родилась эта тонкая поэтичная киноповесть о женской судьбе из песни А. Пахмутовой «Нежность». Эта песня легла на коротенький рассказ А. Борщаговского и пробудила творческую фантазию режиссера. Дуэт Татьяны Дорониной и Олега Ефремова — шедевр игры двух знаменитых артистов. Музыкальные пристрастия Лиозновой читаются во всех ее фильмах. Без отличной музыки, без проникновенной песни она не мыслит экрана. И вкус ее в этом отношении безупречен. Многие картины, поставленные Лиозновой, обладают уникальным качеством — они не стареют. Их с интересом смотрят и люди пожилого возраста, и молодежь. Каждое новое поколение находит в них созвучие своей жизни.

Родилась Татьяна Михайловна Лиознова в 1924 году в Москве. Окончив с отличием ВГИК в мастерской под руководством Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, она доказала что к режиссуре у нее не просто способности, у нее — талант. Жизненный путь был не простым — настойчивость, целеустремленность победили долгую профессиональную невостребованность. Только через девять лет после окончания ВГИКа она получила постановку. Ее картины, словно мгновения ее жизни, жизнерадостны и даже ироничны, сложны и напряжены. Углубленное изучение материала, погружение в него — характерная особенность творчества Лиозновой. Много сил и времени отдала Татьяна Михайловна педагогической работе. Сначала она обучала студентов ВГИКа в мастерской С. Герасимова и Т. Макаровой, а с 1975 по 1980 год вместе с Л. Кулиджановым руководила актерско-режиссерской мастерской. Среди учеников профессора Т. Лиозновой ряд известных ныне кинематографистов.

Совместно с Татьяной Михайловной работала плеяда талантливых и преданных своему делу людей, среди которых были не только знаменитые актеры, но и люди, чья деятельность скрыта в тени — это художники, операторы. Среди них оператор Петр Катаев, художники Борис Дуленков и Мариам Быховская. Они были близки и очень значимы для Лиозновой. Художники создали ряд декораций и костюмов ко многим известным фильмам режиссера. Эти работы будут представлены в контексте выставки, где творчество и жизнь Татьяны Лиозновой, словно, отдельные жемчужины, соединяясь воедино, отражают мгновения и творческий путь выдающейся женщины — режиссера. Экспозицию дополнят произведения из частных собраний Лисиной Людмилы Васильевны (дочери Т. Лиозновой), Валентины Филипповны Дуленковой (вдовы В. Дуленкова) и творческие работы студентов и преподавателей ВГИКа, тех, кто с таким же трепетом и вниманием относится к российскому киноискусству.

10 октября 2012 г.
Комментарии