МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

11 декабря 2013 — 9 февраля 2014. Ян ван Тоорн. Диалог с публикой

11 декабря 2013 — 9 февраля 2014. Ян ван Тоорн. Диалог с публикой

Московский музей современного искусства представляет выставку Яна ван Тоорна, одной из самых ярких и влиятельных фигур в современном графическом дизайне Нидерландов.
МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА, УЛИЦА ПЕТРОВКА, 25

Календарь для типографии Mart.Spruyt. 1976. 29,8 × 25. В сотрудничестве с М. Розенбейком

Ян ван Тоорн (род. в 1932) известен миру как изобретательный практик и теоретик профессии. Он не принимает за её основу законы рекламы и рынка. Его миссия — неформально и остро, с использованием особых остранительных приёмов, передать содержание сообщения, сосредоточиться на его смысловой нагрузке, а не на декоративной обработке. Для обозначения своей профессии Ван Тоорн нередко пользуется термином «визуальный журнализм».

На выставке, по сути ретроспективной, будет представлено более ста работ, среди которых плакаты, книги, календари, буклеты, почтовые марки, журналы, оформленные Ван Тоорном с начала 1970-х до настоящего времени. Таким образом, «Диалог с публикой» отразит все этапы творчества дизайнера — от крупных ранних проектов 60х—70х годов прошлого века до новейших произведений, выполненных дизайнером по внутреннему творческому побуждению. Благодаря жанрово-тематическому разнообразию работ разного времени выставка также проиллюстрирует характерные эпизоды и грани нидерландской культуры в зеркале национальной тиражной печати.

Дизайн Яна ван Тоорна можно охарактеризовать как «другой», далекий от формально-художественных стереотипов, пронизанный творческой индивидуальностью принципиально рефлексирующего мастера. Ван Тоорн стимулирует активность зрительного и смыслового восприятия с помощью им самим разработанного «диалогического метода», благодаря которому печатные сообщения наполняются скептическими интонациями, юмором, иронией, особой искренностью. Диалогический метод проявляется по-разному: одно дело — политические календари, фотографические памфлеты самого дизайнера или правозащитный плакат, посвящённый международному обследованию тюрем; совсем другое — серия детских почтовых марок с трогательными фотографиями детей разных стран, или две монографии о таких важных представителях голландской визуальной культуры как Вильям Санбдерг и Р.Д.Е. Оксенаар. Особенности новаторских работ, внушительный теоретический базис Ван Тоорна ставят его в ряд видных представителей современного изобразительного искусства, продолжателей авангардной традиции, зародившейся в Западной Европе и России в 20-е годы ХХ века.

В списке важнейших и долговременных заказчиков дизайнера можно выделить Музей Ван Аббе в Эйндховене, прославленную амстердамскую типографию Mart.Spruijt, Международный отдел национального ведомства изобразительного искусства Нидерландов, Государственное ведомство почты и телекоммуникации (PTT), Центр изобразительных искусств Де Бейерд в Бреде, Академия Яна ван Эйка в Маастрихте, издательство 010 (010 Publishers) в Роттердаме, выпускающее книги по архитектуре и дизайну. Этот список заказчиков задал ядро экспозиции и определил её структуру. Кроме того, на выставке будут представлены архивные фотографии Яна ван Тоорна, материалы по некоторым выставкам, оформленные дизайнером, его оригинальные фотомонтажи и печатные листы.

К выставке будет издан каталог на русском и английском языках. В роли его редактора-составителя выступает Владимир Кричевский (дизайнер, автор книг «Типографика в терминах и образах», «Обложка», «Идеальный дизайн» и др.). Авторы текстов — Владимир Кричевский и Элс Кёйперс, дизайнер — Кирилл Благодатских. Также в рамках выставки пройдет образовательная программа Яна ван Тоорна, Элса Кёйперса и Владимира Кричевского.

Работы на выставку предоставлены Специальными коллекциями амстердамского университета [Bijzondere Collecties], Музеем Ван Аббе в Эйндховене, а также самим автором.

Ян ван Тоорн (р.1932) — нидерландский дизайнер-график, проектировщик выставок, теоретик и методолог дизайна, фотограф («визуальный журналист»), педагог, куратор. Является членом Международного графического альянса (с 1972 года) и Американского института графических искусств. С 1991 по 1998 года занимал пост директора Академии Яна ван Эйка в Маастрихте. В 2011 году Ван Тоорну присвоили звание почётного доктора Королевского колледжа искусств в Лондоне. Творчество Яна ван Тоорна экспонировалось на нескольких ретроспективных выставках: в музее «Фодор» в Амстердаме (1972), центре «Де Бейерд» в Бреде (1986–87), роттердамском Зале искусств (2004), Мэрилендском колледже искусств в Балтиморе (2007), Шеффилдском институте искусства и дизайна (2008). Вклад дизайнера в национальную и мировую графическую культуру отмечен двумя Призами Х.Н. Веркмана (1965 и 1972), премией Пита Зварта (1985) и премией Аthena, учреждённой Род-Айлендской школой дизайна. Работы Яна ван Тоорна широко представлены в следующих собраниях: Специальная коллекция амстердамского университета (Bijzondere Collecties); Музей Ван Аббе, Эйндховен; Музей Стейделик, Амстердам; Муниципальный музей, Гаага; Музей изображения, Бреда; Музей современного искусства, Нью-Йорк; Моравская галерея, Брно; Центр Помпиду, Париж; Центр изучения политического дизайна, Лос-Анджелес; Библиотека центральной академии изящных искусств, Пекин; в галерее VIVID, Роттердам, представлены последние работы Ван Тоорна.

Владимир Кричевский (р.1947) — дизайнер, автор, коллекционер. С 1989 по 1994 — научный сотрудник Отдела истории и теории дизайна ВНИИТЭ. В середине 90-х совместно с Еленой Черневич издавал журнал «Да!» для дизайнеров-графиков, а также преподавал типографику в Строгановском училище. Автор свыше семидесяти статей и четырнадцати книг по типографике и истории графического дизайна 20-30-х годов прошлого века. Среди них: «Типографика в терминах и образах„(2000), „Обложка: графическое лицо эпохи революционного натиска 1917-1937“ (2002); „Идеальный дизайн“ (2012). Все книги Кричевского вышли в авторском графическом оформлении. Живет и работает в Москве.

Элс Кёйперс — искусствовед, куратор, публицист. Специализируется на графическом дизайне и визуальной культуре послевоенного времени, проявляя особый интерес к теории и практике редактирования. Куратор выставок, среди которых: выставки Яна ван Тоорна в Роттердаме (Нидерланды, 2004) и Балтиморе (США, 2007). Публикует статьи в журналах Items, Etapes, Dot dot dot, De Groene Amsterdammer. Автор книг: «And/or: On contradiction in the work of Jan van Toorn» (2004) и «Ootje Oxenaar: Designer+commissiober» (2010). Член Международной ассоциации художественных критиков (AICA).

Брошюра, выпущенная по случаю симпозиума «Дизайн за пределами дизайна: критическая рефлексия и практика визуальной коммуникации». 1996. 21 × 11,5. Издатель: Академия Ян ванЭйка в Маастрихте

Правительство Москвы Департамент культуры города Москвы Российская академия художеств Посольство Королевства Нидерландов в России Московский музей современного искусства

Выставка проходит в рамках Года Нидерландов в России — 2013.

06 декабря 2013 г.
Комментарии