11июля – 31 августа. Карта. История картографии
Государственный исторический музей
(Красная площадь,1)
Задача выставки - показать изменение внешнего вида карт с течением времени, и, привлекая дополнительный материал – наградные и памятные медали, серебряные изделия, фарфор – рассказать, как картографические сюжеты постепенно входили в круг декоративного антуража.
Карты незаменимы как практический инструмент при решении многих задач, но это ещё и просто красивые вещи, которые любят и коллекционируют. Эстетика карты проявляется в её композиции, выборе шрифта, чистоте исполнения, в сюжетных изображениях и декоративных картушах.
Само слово карта (как и картуш) имеет тот же корень, что и слово картина; оба они происходят от использовавшегося в начале XVIII в. слова хартина, которое, в свою очередь, восходит к слову хартия, от греческого χάρτης, то есть бумага.
Эволюция эстетической составляющей в картографии соответствует смене художественных стилей в декоративно-прикладном искусстве.
Три наиболее старые из представленных на выставке карт были изданы в Голландии, первая из них — в 1562–72 гг. Отсутствие географической информации заменялось гравировкой сюжетных изображений, имеющих сходство со средневековой миниатюрой. Вторая, Карта полярных районов Виллема Баренца, вышла в 1598 г, с элементами стиля барокко, архитектурными орнаментами, миниатюрами в виде чудовищных рыб. Третья карта, изданная в 1626 г., представляет голландскую картографию времени её расцвета со сценами грехопадения и Страшного суда.
Представлены карты XVIII века, украшенные триумфальными колесницами Посейдона и Амфитриты, зарисовками одежд сибирских народов, сценами торговли русских купцов с индейцами и китайцами, различными аллегориями с четкими чертами рококо и классицизма, ампира и романтизма.
Карты, составленные в эпоху Николая I, более просты, их оформление напоминает о принятом тогда в декоративном искусстве стиле бидермайер. В стиле модерн выдержаны рисунки на картах конца XIX- начала XX века, затем он сменяется конструктивизмом.
После революции 1917 г. все предшествующие художественные стили были отвергнуты как буржуазные, и началась работа над созданием нового, пролетарского стиля в искусстве.
Пропагандистская направленность социалистического реализма ярко проявляется в таком шедевре советской картографии, как И.В. Сталин на фронтах Гражданской войны 1939 г., где в качестве врезок даны художественные картины крупнейших советских официальных художников.
В отдельную витрину помещены православные иконы, содержащие элементы картографических изображений, и изданное в 2003 г. факсимильное воспроизведение Чертежной книги Сибири, составленной в 1701 году.
Выставка «Науки ради и искусства» приурочена
XXIV Международной конференции по истории картографии