МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

15 марта — 12 мая. Семь фотовыставок VIII Московской Международной биеннале «Мода и стиль в фотографии»

15 марта — 12 мая. Семь фотовыставок VIII Московской Международной биеннале «Мода и стиль в фотографии»

Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»
ул. Кузнецкий мост, д.21/5, подъезд №8, вход с улицы Большая Лубянка

Фоторепортаж Дмитрия Намычкина

Семь фотовыставок VIII Московской Международной биеннале «Мода и стиль в фотографии»

«РАССКАЗ ОБ ЭПОХЕ. ФОТОГРАФИИ КНЯГИНИ АННЫ МАРИИ БОРГЕЗЕ»

Кураторы: Мария Франческа Бонетти и Марио Пелити

Выставка организована при поддержке посольства Италии в России.

«Уникальный взгляд»

Мария Франческа Бонетти 1898-1924: в изящном фоторассказе княгини Анны Марии де Феррари, супруги Шипионе Боргезе, автобиографическое описание чувствительной и изысканной римской аристократки переплетается с историей Италии того времени, благодаря чему архив изображений двадцатого века пополняется новым и оригинальным документальным источником.

Анна Мария, дочь генуэзского герцога Гаэтано де Феррари и эрцегрецогини Марии Анненковой, а также приемная дочь российского императора, родилась в замке Монталлегро 23 марта 1874 г. В 1895 г. она выходит замуж за князя Шипионе Боргезе, знаменитого путешественника, исследователя и альпиниста и дипломата.

В 1888 г. компания George Eastman Company из города Рочестер выпустила в продажу фотоаппарат ящичной констукции, предназначенный для любителей и получивший широкое распространение благодаря доступности и удачному рекламному слогану «you press the button, we do the rest» [«вы нажимаете на кнопку, мы делаем все остальное»]. Благодаря этим устройствам занятия фотографией на любительском уровне впервые в истории вышли на новый уровень популярности. Среди их поклонников была и Анна Мария, которая посвящала себя новому увлечению с систематическим постоянством, почти непрерывно, с 1898 г. и до самой кончины, преждевременной и внезапной, в 1924 г., на острове Гарда.

Фотоработы Анны Марии Боргезе словно резюмируют в исключительно емкой манере весь путь развития фотографии, с её зарождения вплоть до эпохи модерна. Сами же эти работы по полному праву принадлежат модерну, в том числе благодаря любознательности Анны Марии, широте ее взгляда и тем многочисленным странам, которые ей удалось посетить в своих путешествиях-приключениях вместе с супругом.

Поражает калейдоскопическое разнообразие объектов визуального интереса княгини, запечатленных людей и предметов. Это портреты членов семьи и друзей, интерьеры и экстерьеры домов, где она жила, пейзажи знакомых ей мест (Булонский лес, остров Гарда, Мильярино, Пантано Боргезе), виды старинных городов Италии и всего мира, где ей довелось побывать, кадры из жизни города, сцены охоты и спортивных развлечений или других важных событий, в том числе, — полета на аэроплане братьев Райт... Последние из упомянутых поводов прекрасно подходили для экспериментов с той иконографией мгновения, которая впоследствии заняла важнейшее место в любительской фотографии двадцатого века.

Особо следует отметить период творчества Анны Марии Боргезе времени Первой мировой войны, которую она провела на фронте, работая в Красном Кресте и мужественно запечатлевая происходящее в окопах, все ужасы, всю жестокость и весь разрушительный характер войны. Она стала одной из первых женщин, которой удавалось фотографировать почти на передовой. И, пожалуй, именно эти события придают ее творчеству личностный и оригинальный характер.

В отличие от других своих знаменитых современников, — братьев Примоли, Франческо Киджи или Жак-Анри Лартига, нередко проводивших фотосъёмку на светских мероприятиях, умело используя те преимущества, которые давал им высокий ранг, и чьи работы выставлялись на публичный осмотр и получали освещение в прессе уже в то время, княгиня вверила свой взгляд на мир одной только серии альбомов, с самого начала хранившихся в окружении других семейных реликвий. Наследники ревностно берегут их по сей день в резиденции в Пантано, старинном имении рода Боргезе под Римом.

ЮРИЙ ТОРОПЦОВ «MЭРИЛИН И Я»

Представлено Галереей Photo 12, Париж

Почему Мэрилин Монро пятьдесят лет после своей смерти продолжает будоражить воображение? Что связывает ее сегодняшних поклонников с ее образом? Чтобы найти ответы на эти вопросы фотохудожник Юрий Торопцов обратился к тем, кто глубоко привязан к Мэрилин, чтобы в оригинальной форме исследовать необыкновенную живучесть и современность ее мифа. Фотограф по газетным объявлениям отыскал в Европе и Америке несколько десятков человек, как известных, так и неизвестных, которые приняли его приглашение сфотографироваться с платьем, принадлежавшим одной из самых известных женщин Голливуда, и рассказать о том, что Мэрилин значит для них. Среди тех, кто откликнулся на призыв — американский фотограф Даглас Киркланд, лично знавший Монро, экс-Министр Культуры Франции Фредерик Миттеран, режиссер Джон Лэндис, солист балета Opéra de Paris Вансан Шайэ и другие совершенно разные люди, которых объединяет личная привязанность к Мэрилин Монро.

От автора

Это портреты тех людей, которых я встретил во время своих путешествий по Европе и Америке. Все они приняли мое приглашение сфотографироваться с вещью, которая все это время была при мне — летнее платье, датируемое пятидесятыми годами ХХ века, принадлежавшее Мэрилин Монро.

В 1999 году мне посчастливилось оказаться в Кристис в Нью-Йорке и стать очевидцем аукциона личных вещей Мэрилин Монро «The Personal Property of Marilyn Monroe». Меня заинтриговал этот четко отлаженный ритуал в зале, забитом до отказа людьми, решительно настроенными выложить тысячи долларов за право обладать частицей одной из самых известных женщин Голливуда. Именно там, в Кристис у меня впервые возник вопрос о том, из каких элементов состоит эта удивительная живучесть и современность мифа Мэрилин Монро.

Редкая возможность представилась мне в 2005, шесть лет после того самого аукциона Кристис. Один знакомый коллекционер приобрел для своей коллекции летнее платье из личного гардероба Монро. Доступ, который я получил к этой реликвии, позволил мне начать мое собственное исследование легенды Мэрилин Монро. С позаимствованным платьем, бережно спрятанным в мой фотографический рюкзак, я отправился в путешествие, чтобы найти и сфотографировать мужчин и женщин всех возрастов, которые до сих пор чувствуют связь с Мэрилин Монро, десятилетия после ее смерти.

Юрий Торопцов

ИНГЕ ШЕНТАЛЬ ФЕЛЬТРИНЕЛЛИ «ЛЮДИ, ИЗМЕНИВШИЕ ВРЕМЯ»

Кураторы: Кристина Барбано и Паола Риккарди

В рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии» в Москве будет представлена коллекция фотопортретов известных деятелей культурной и политической жизни ХХ века, сделанных в 1950-е годы юным фоторепортером Инге Шенталь, впоследствии Инге Фельтринелли, которая с 1972 года является главой одного из крупнейших европейских издательств «Giangiacomo Feltrinelli Editore».

Серия фотографий свидетельствует о том трепете, с которым юная немецкая девушка относилась к миру, жизни и великим деятелям культуры, с кем ей довелось встретиться: Эрнест Хемингуэй, Пабло Пикассо, Марк Шагал, Билли Уилдер, Анна Маньяни, Симона де Бовуар и другие. На выставке будет также показан «Inge Film» — обстоятельное интервью с Инге Фельтринелли, которая она дала журналистке Симонетте Фьори.

В юности она работала фоторепортером в Гамбурге, Нью-Йорке и Париже, сделала много фотопортретов известных деятелей того времени и знаменитых репортажей, среди которых «Греция» совместно с Федерико Пателлани. Среди самых известных снимков — фотография Греты Гарбо, опубликованная журналом «Life», и репортаж об Эрнесте Хемингуэе, снятый на Кубе в Финка Вихия. После того как она встретила Джанджакомо Фельтринелли, интересы Инги повернулись в сторону книгоиздания. С тех пор она редко брала в руки камеру, но когда вновь к ней возвращалась, это были особые случаи. Так появились фотографии писателей, с которыми она дружила: Генри Миллера, Аллена Гинзберга, Надин Гордимер, Гюнтера Грасса, а также Фиделя Кастро, чью автобиографию собирался публиковать издательский дом Фельтринелли. Сегодня Инге Шенталь Фельтринелли — одна из самых влиятельных персон в области книгоиздания. С тех пор, когда в 1972 она была избрана на пост президента издательского дома Джанджакомо Фельтринелли, она неустанно работет с иностранными издателями и продвигает произведения итальянских авторов за рубежом, а также представляет книги известных мировых писателей итальянскому читателю. Кроме того, она приложила немало усилий для открытия 110 новых книжных магазинов «Librerie Feltrinelli» по всей Италии.

В 2000 году в миланской галерее Grazia Neri была показана выставка под названием «INGEFOTOREPORTER», благодаря чему зрителям стал известен еще один бесценный и важный фотоархив. Выставка просуществовала довольно долго и была показана в сотне итальянских и европейских городов, в частности в Болонье, Риме, Вероне, Берлине, Геттингене. Вниманию московского зрителя она предлагается в переиздании, подготовленном специально для биеннале «Мода и стиль в фотографии».

ДЖИМ ЛИ «ОСТАНОВКА СЕРДЦА»

Куратор: Ольга Свиблова

«У Джима Ли все иначе: его герои под одеждой имеют тела, а внутри этих тел есть души, и души эти такие же трепетные и прекрасные, как у всех нас». Барри Швабски из предисловия к альбому «Jim Lee. Arrested»

«Остановка сердца» — первая в России ретроспектива культового британского фотографа и кинорежиссера Джима Ли (р.1945), снимавшего для журналов Vogue, Harper’s Bazaar, Interview, Elle, Photo, газет The Sunday Times, New York Times и модных домов Yves Saint Laurent, Versace, Alexander McQueen. Выставка влючает 38 черно-белых снимков 1960-1970х и начала 2000-х годов. Критики называют Джима Ли «английским ответом Ги Бурдену».

Название выставки «Остановка сердца» (в английском варианте «Arrested») неслучайно. Джим Ли трижды пережил клиническую смерть после остановки сердца (англ. cardiac-arrest) и целый ряд других ударов по своему здоровью. Они стали чем-то вроде вех, отмечающих этапы его жизни, например, «между моментом, когда он чуть не утонул (в раннем детстве) и переломом (в подготовительном классе он упал с лестницы)» или «между аварией катера (в гавани Пула, когда у него был практически переломан позвоночник и деформировано два позвонка) и переломом тазовой кости (он упал на бетон с шестиметровой высоты и поломал тазовую кость в пяти местах)».

Отец фотографа, Гарри Иллтид Ли, более 30 лет работал в руководстве британской разведки МИ-5 и был правой рукой четырех генеральных директоров подряд; его мать была прямым потомком Джейн Сеймур, третьей жены Генриха VIII, — единственной, родившей ему наследника; кроме того, в семье Ли по крайней мере 18 предков были кавалерами ордена Подвязки.

Джим Ли начал снимать в конце 1960-х, в эпоху социально-культурных перемен в Британии и во всем мире, во времена расшатывания чопорных и консервативных стереотипов, рождения нового стиля и новых ценностей — раскованности и искренности в человеческих взаимоотношениях. В фотографиях Джима Ли, удивительно тонко чувствовавшего эти изменения, отразился именно момент стилеобразования. Он отказывается от студийной съемки и снимает своих моделей на пленере — на дикой природе и в непарадных окраинах Лондона, которые не увидишь на туристических открытках. Часто это парные съемки моделей, наполненные такой энергией и чувственностью, что при взгляде на них буквально учащается сердцебиение.

В 1973 году Джим Ли начал работать с Анной Винтур, тогда еще ассистентом редактора моды журнала Harpers & Queen. Вместе они делали инновационные рекламные кампании для Coca Cola, Guinnes и American Express, а в 1975 году Ли согласился поехать в Нью-Йорк, где их сотрудничество успешно продолжилось в журнале Viva, где Винтур была уже редактором моды.

Вернувшись в Великобританию в 1978 году, Ли начал снимать рекламные ролики для Levi’s, Elizabeth Arden, BMW, Shell и других крупных компаний. В 1989 году основывал собственную кинокомпанию The Jim Lee Film Company, а в 1992 году вышел его первый полнометражный фильм «Losing Track», представленный на многих фестивалях и получивший много положительных отзывов в британской прессе.

Образы, созданные Джимом Ли для индустрии моды, кажутся, пожалуй, слишком страстными и горячими по сравнению с холодными и равнодушными предметами модной одежды. Это фотографии, в которых можно увидеть метафоры любви, войны, конфликта, но в них присутствует такое совершенное чувство стиля, что они были приняты миром моды.

ТОМ ВУД «БРИТАНИЯ. 1973-2012»

Куратор: Ольга Свиблова

Проект предоставлен автором и Erik Franck Fine Art

Выставка британского фотографа Тома Вуда (р.1951) охватывает около 40 лет работы и включает снимки из самых известных серий и альбомов — «Мужчины и женщины», «В поисках любви», «Все зоны не в час пик», «Автобусная Одиссея», «Человек с камерой», «Люди». Фотографии, стиль которых описывают как «непринужденный, инстинктивный и идеально точный», изображают уличную повседневную жизнь Ливерпуля, Нью-Брайтона и Мерсисайда.

Вуд учился на художественном факультете Политехнического Университета Лестера (с 1973 по 1976 год), и уже тогда начал пробовать разные виды пленок для съемок экспериментальных фильмов. Начав фотографировать, он часто работал как с цветом, так и ЧБ, а иногда, по причине стесненности в средствах, покупал дешевые пленки и печатал в городских ателье. Сегодня эти снимки выглядят так, словно они красиво выцвели или были пропущены через фильтры приложения Instagram.

С 1982 по 1985 год Вуд фотографировал в пабе Chelsea Reach в Челси — результатом стала серия зарисовок о взрослении «В поисках любви». В течение 18 лет он ездил на ливерпульских автобусах и снимал прохожих из окон — из получившихся 100 000 негативов была составлена книга «All zones Off Peak». На протяжении трех лет, с 1993 по 1996 он фотографировал на верфи Камель Лэрд в Ливерпуле. Один из проектов Вуда создавался в течение 20 лет и приобрел поистине эпический масштаб — каждую субботу он стоял около стадионов Ливерпуля и Эвертона и снимал футбольных фанатов. Его так часто видели с фотоаппаратом на улицах Нью-Брайтона и Ливерпуля, что называли его «the photieman» — именно так будет названа самая известная его книга, вышедшая в 2005 году — «Человек с камерой».

Вуд снимал очень много и не спешил показывать свои фотографии или зарабатывать на них, не искал известности. «Я хотел дать своим кадрам период созревания, каждый из них должен быть открытием. Это как задать вопрос, вы просто так не узнаете, какие фотографии выдающиеся» — говорит он. Даже после стольких лет съемок Вуд любит подчеркивать, что он все еще учится фотографировать и передавать ощущения с помощью фотографии.

Фотографии Тома Вуда могут показаться зрителю похожими на серию другого британского «фотоантрополога» Мартина Парра «Последний приют. Фотографии Нью-Брайтона», которую МАММ показывал на Фотобиеннале в 2012 году. Но несмотря на общность времени и места съемки, одинаково замусоренные улицы и обшарпанные интерьеры, фотографии Вуда не выглядят настолько ядовито желчными и критичными. Это не документалистика (сам фотограф не любит, когда его причисляют к этому жанру и предпочитает называться «реалистом»), но скорее фотографическая поэма, фотоэнциклопедия повседневной жизни британского рабочего класса, в которой подмечены мельчайшие детали.

МАЛИК СИДИБЕ «ЖИЗНЬ В РОЗОВОМ ЦВЕТЕ»

Кураторы: Лаура Серани и Лаура Инкардона

Представлено Collezione Maramotti, Италия

Выставка представляет подборку, содержащую около пятидесяти, по большей части неопубликованных фотографий, снятых в столице Мали Бамако за период с 1960-х по 1970-е гг. Эти снимки в полной мере передают атмосферу шумной жизни Бамако тех лет, когда желание всеобщего единения и интеграции во всемирный исторический процесс было всеохватывающим. Это образы, которые принесли Сидибе всемирную славу: вечеринки 1960-х, студийные портреты и подборка фотографий из его архивов, повествующих о долгом и важном периоде в истории Мали.

«Я верю в силу образа, и именно поэтому всю свою жизнь я делал портреты людей так хорошо, как только мог, стараясь наполнить их красотой, потому что жизнь — это дар Божий, и ее нужно прожить с улыбкой на лице. Образ Африки слишком часто ассоциируется со страданиями, бедностью, несчастьями, но Африка — не только это. Вот что я всегда хотел показать в своих образах», — так говорит сам Малик Сидибе о своей миссии фотографа и значении своих работ.

Малик Сидибе считается одним из самых авторитетных фотографов Африки. В 2007 г. ему присвоили «Золотого льва» Венецианской биеннале за достижения в искусстве — впервые в истории этого фестиваля лауреатом стал фотограф. В 2003 г. Сидибе был награжден премией «Хассельблад» в Швеции, в 2008 — премией Международного центра фотографии в Нью-Йорке, в 2009 — премией Photo Espana-Baume & Mercier в Мадриде, а в 2010 — премией World Press Photo (в категории «Искусство и развлечения») в Амстердаме. Творчеству фотографа посвящено множество публикаций и книг, выходивших в Европе, США и Африке.

15 марта 2013 г.
Комментарии