МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

15 мая — 30 июня. Ребекка Хорн

15 мая — 30 июня. Ребекка Хорн

в Мультимедиа Арт Музее, Москва
ул. Остоженка, 16


15 мая в 19:00 состоится встреча с Ребеккой Хорн и Хейденом Чисхольмом, автором музыки к ряду инсталляций Ребекки Хорн
в Мультимедиа Арт Музее, Москва (Остоженка, 16)
Участие бесплатное. Регистрация на mk@mdf.ru

Rebecca Horn. Die Malmaschine, The Paintingmachine. 1991. Private collection. © Rebecca Horn, VG Bild Kunst. Photographer Attilio Maranzano. Courtesy of Rebecca Horn

МАММ представляет первую в России персональную выставку знаменитой немецкой художницы Ребекки Хорн. В экспозиции представлено около 35 произведений, среди которых — кинетические объекты, документация ранних перформансов, фильмы и инсталляции. В число последних входят: «Время идет» (Time Goes By; 1990—1991), «Живописная машина» (Paintingmachine; 1991), «Изломанный ландшафт» (Broken Landscape, 1997), «Cinéma Vèritè» (2005), «Дерево-вóрон» (Der Rabenbaum, 2009—2011) и «Блуждающие огни» (Irrlichter, 2012). Также специально для МАММ художница подготовила новую кинетическую инсталляцию «Чемодан беглеца» (Der Fluchtkoffer, 2013).

Ребекка Хорн (1944) — классик современного искусства. Первые уроки рисования ей дала гувернантка, а профессиональное образование она получила в Гамбургской высшей школе изобразительного искусства. В 1971 году Ребекка Хорн проходит стажировку в лондонском Художественном колледже Св. Мартина, потом несколько лет проводит в Нью-Йорке (1972--1981). Ребекка Хорн несколько раз становилась участницей важнейшей периодической выставки современного искусства — кассельской «Документы» (1972, куратор Харальд Зееманн; 1977, куратор Манфред Шнекенбургер; 1982, куратор Руди Фукс; 1992, куратор Ян Хут).

Основная тема творчества Ребекки Хорн — это поиск расширенных форм самовосприятия, размышления о границах человеческого тела, о сложном взаимоотношении одушевленного / неодушевленного и о том, как человек коммуницирует с окружающим миром. Эти темы были предметом пристального внимания постминималистского искусства по обе стороны Атлантики, и в этом отношении работы Хорн близки фильмам Брюса Наумана и перформансам Вито Аккончи.

В возрасте 20 лет Ребекка Хорн серьезно заболела и около года провела в госпитале. Ее первые «телесные скульптуры» восходят именно к этому периоду (между декабрем 1968 и июнем 1969 года), а перформансы, в которых они используются («Перформансы 1 и 2»), демонстрируют нам, как тело преодолевает собственные границы, как болезнь и боль сменяются покоем и чувством защищенности. В известном смысле, Ребекке Хорн предстояло заново выстроить коммуникацию с внешним миром и заново открыть его для себя. «В таких работах, как “Балансир для головы”, “Черные рога”, “Продолжение головы” и “Белое тело-опахало” мы наблюдаем почти алхимическое преображение тела: дополненное рогами, перьями и крыльями, оно превращается в тело мифологического существа» (Серджо Эдельштейн).

Опыт пребывания в замкнутом пространстве нашел свое отражение в дальнейшем творчестве Хорн: характерно, что действие ее более поздних полнометражных фильмов, которые будут показаны на выставке («Партнер для танцев», «Спальня Бастера»), разворачивается именно в изолированных пространствах.

Важно отметить, что вещи являются такими же героями творчества Хорн, как и люди: одушевленное и неодушевленное сосуществует в ее работах на равных, вступая в различные взаимоотношения. Механизмы, которые она конструирует («Изломанный ландшафт», «Солнечный воздыхатель»), наделяются эмоциями и одушевляются. В своих фильмах, скульптурах и инсталляциях — которые теснейшим образом между собой связаны — Хорн предлагает новое толкование концепции реди-мейда, дополняя ее анимистическими элементами и в этом отношении демонстрируя бо́льшую близость к спиритуалистическим ритуалам, чем к концептуальному искусству. Это объясняет помимо прочего, почему найденные объекты или объекты, которым придается новая функция, играют столь существенную роль в ее творчестве.

«Человеческие» персонажи Хорн, напротив, впадают в автоматизм и уподобляются машинам. Не случайно одной из главных референтных фигур для Хорн на протяжении многих лет оставался Бастер Китон — легендарный комик с застывшей на лице маской невозмутимости. С его именем непосредственно связаны фильм «Спальня Бастера» и инсталляция «Время идет». Но при этом уязвимость героев Хорн столько велика, что они вынуждены прятаться в защитные перьевые коконы, скрываться за масками, в тюрьмах и убежищах, облачаться в смирительные рубашки. Только так и произведения Хорн, и ее персонажи могут обрести свободу.

Произведения Ребекки Хорн во многом опережают время, благодаря чему каждая ее выставка становится запоминающимся событием.

К выставке в МАММ будет приурочено издание книги о Ребекке Хорн с текстами Дорис фон Дратен, Мартина Мозебаха, Карла Хенляйна и Серджо Эдельштейна, а также стихотворениями Ребекки Хорн, которые впервые переведены на русский язык известным переводчиком и лауреатом Премии Андрея Белого (2010) Алешей Прокопьевым.

Работы Ребекки Хорн находятся в собраниях Музея Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, Музея современного искусства, Нью-Йорк, Музея современного искусства в Лос-Анджелесе, Музея современного искусства в Сан-Франциско, США; Художественной галерее Нового Южного Уэльса, Австралия; Кастелло ди Риволи, Турин, Италия; Галереи Тейт, Лондон, Великобритания; Центра Жоржа Помпиду, Париж, Франция; Центра искусств и медиатехнологий, Карлсруэ, Германия; Городского Музея Ван Аббе в Эйндховене, Нидерланды и многих других.

Rebecca Horn. Buster's Bedroom. 1990. Private collection Rebecca Horn. © Rebecca Horn, VG Bild Kunst. Photographer Filmstill. Courtesy of Rebecca Horn

08 мая 2013 г.
Комментарии