16-25 ноября. Ощущение реальности
Екатерине Кудрявцевой пятьдесят... Трудно поверить в такую солидную юбилейную дату: изящная, стройная, с удивительно привлекательным женственным русским личиком, Катя кажется совсем юной. Молодым и остро-современным предстает и ее искусство. Галерея Кино. Москва, Большой Ржевский пер., д. 8
Кто-то удивиться такому моему заявлению, даже возмутиться: ее пейзажи, цветы и листья, образы людей – не «акции» не «концепции», не «шоу-арт», короче говоря, никак не «сontemporary-art», претендующее на исключительное право представлять и в России, и в мире наше современное изобразительное искусство. Работы Кудрявцевой вполне «традиционны»: это живая подлинная натура, подлинные ЖИВОПИСЬ и ГРАФИКА, сделанные с отличным профессиональным мастерством, со своим, очень индивидуальным живописным и графическим почерком. Кудрявцеву можно узнать по первому мазку. Она нашла удивительно оригинальную фактуру и масляной живописи, и пастели, и смешанной техники линогравюры с монотипией. Напряженные контрасты тона, цветовая гамма, иногда почти монохромная, холодно-зеленоватая в «лике» Апостола Павла, более напряженная по сочетанию цветов в Апостоле Петре, в Богоматери «Умиление», но никогда не буквально натуралистичная; свойственный только Кате, «добытый» ею приём – дробные мазки, мелкие «стрелки» более светлой краски по темному фону – придают масляной живописи звучание мозаики, привносят в них особую монументальность, рождая у зрителя совсем особое восприятие. И евангельские образы, и изображения реальных живых людей – превосходный портрет ее замечательного учителя Андрея Васнецова; портреты сына, мужа, «Автопортрет с листом», при всей строгой точности рисунка, безупречном сходстве, смотрятся не просто натурными портретами. Лица, часто в несколько раз больше натуры, подлинные «лики», взирают на нас из какого-то иного пространства, как бы с высоты, с «парусов» незримого храма. Это ощущение реального мира как храма, проходит во всех живописных работах Кати – и портретах, и композициях. Цикл «Лица ангелов», «Крещение», условно-сказочное и очень достоверное, с заботливо склонившимся к Иисусу Иоанном Крестителем, плавным ритмом округлых линий волн Иордана и контрастом резких изломов берега – и живописная картина, и храмовый образ. Именно так – как расписанная ее рукой церковь воспринимается живопись Кудрявцевой.
А в пастели Кудрявцева обрела редкую для этой техники свободу, игру фактуры; подлинно «левитановскую» живописность. Пастель очень нелегкая техника, даже опасная, благодаря своей приятной для глаза мягкой красивости. Тяготение к салонной «красоте», к уходу из реального мира в искусственный виртуальный мирок компьютера и интернета – еще одна тревожная тенденция нашего времени.
Искусство Кудрявцевой правдиво от начала до конца, проникнуто благоговением перед значительностью реального «мира видимого и невидимого», вниманием к каждому дереву, каждому цветку, сотворенному Господом Богом, к каждому человеку – «подобию Божию». Ее огромные монументальные листья – гимн природе, каждой ее, казалось бы, самой незначительной преходящей малости. Ее пейзажи, такие как масло – «Отражение в заводи», пастель «Кен-озеро» – композиционно очень остро взятые сочетания воды и водяных трав, удвоенных отражением, исполнены живой подлинности, как бы «дышат» влагой, движением волн, бликами света...
Любовь к природе и к людям, подлинное, бескорыстное творчество – не средство купли-продажи, карьеры и преуспевания, а непреодолимая потребность души... Как недостает их в современном ожесточенном мире, как насущно необходимы они современным людям, озлобленным, нервным, потерявшим себя в суете и погоне за деньгами...
Искусство Кати Кудрявцевой самая острая, самая редкая сейчас, самая обращенная в будущее СОВРЕМЕННОСТЬ.
М.Чегодаева
Основные выставки:
1990 — выставка совместно с П. Григорьевым в филиале Дрезденского банка, Бергиш-Гладбах, ФРГ.
1993 — выставка «Заветные темы» совместно с П. Григорьевым в галерее «МИР», Москва.
1994,1995 — выставки совместно с П. Григорьевым, гг. Тиннум, Кайтум, Оберхаузен, ФРГ.
1995 — персональная выставка в Доме архитекторов в клубе АРС, Москва.
1996 — выставка совместно с П. Григорьевым в Культурно-историческом музее, г.Штральзунд, ФРГ.
- персональная выставка «Лист, фигура, цветок» в галерее «Феникс», Москва.
- выставка совместно с П. Григорьевым «Вместе» («Ангелы, цветы, листья») Центральный дом актёра, Москва.
2000 — персональная выставка «Цветущая земля» в галерее «Феникс», Москва.
2001 — персональная выставка «Цветущее и опавшее» в ЦДХ, Москва.
2004 — персональная выставка «Листья в небе и на земле» в галерее «Феникс», Москва.
2005 - выставка совместно с П. Григорьевым в Консульстве РФ, Варна, Болгария.
2006 — однодневная выставка «Цвета нестиший» в рамках творческого-поэтического вечера «Жизнь листа. Преодоление» в ЦДРИ, Москва.
- выставка в проекте «Ускользающий мир», East Meets West Gallery, Архитектурный центр «Artplay», Москва.
2009 — персональная выставка «Воспоминания о детстве» Посольство США в Москве.
2010 — персональная выставка «Впечатления» филиал ГТГ, музей-квартира А. М. Васнецова.
— персональная выставка «Дух веет, где хочет» памяти учителя Андрея Владимировича Васнецова в Государственном Институте искусствознания,
Москва.
Работы находятся:
Пензенская картинная галерея; Государственный областной Музей современного искусства г. Лебедянь; Художественный фонд Российского Союза художников; коллекция Давида Георгиевича Иоселиани, Москва; коллекция Алексея Юрьевича Гурина, Москва; коллекция Ольги Юрьевны Ханиной, Москва; коллекция Эрика Рубина и Николь Симмонс, США; коллекция Рене Герра, Франция; другие частные коллекции в России и за рубежом.