18 апреля -12 мая. А кто раньше родился – Пушкин или Шекспир?
Шекспир, Пушкин, Сельвинский, Сельвинская, Чертова... Театральная галерея на Малой Ордынке
ул. М. Ордынка, д. 9, стр. 1
«А кто раньше родился – Пушкин или Шекспир?», — спросила однажды отца Татьяна Сельвинская.
Кто первым рождает в душе художника чувство прекрасного? Под чьими лучами зреет зерно будущего таланта? О тех, кто воспитал, кто открыл чудесные дали и распахнул горизонты искусства, — о своих учителях и кумирах – художник Татьяна Сельвинская и её ученица Людмила Чертова расскажут своей совместной выставкой.
Татьяна Сельвинская: «Шекспир, Пушкин, мой папа и я»
Шекспир. В 11 лет самостоятельно прочитала раритетное издание произведений У. Шекспира – 1836 года, с папиными пометками. Эмоциональные столкновения и острые противоречия, трагическое и комическое начала пьес великого драматурга – в ярких, сочных красках на полотнах Сельвинской. Её живопись темпераментна, композиции Татьяны Ильиничны – это резкость контрастов и страстность линий.
Режиссёр Ника Косенкова в недавно созданном ею Первом домашнем профессиональном театре «Никиндом» использует живописные работы Сельвинской как самостоятельное действующее лицо спектакля «Леди Шекспир».
Пушкин. В живописных работах Сельвинской – любовь, тонкость души и философская глубина мысли великого поэта. Работы, выполненные в технике «гризайль», соединяют нежно-фиолетовую и чёрную краски и белила – за сдержанной техникой скрыта всё та же страстность.
В начале 80-х в далёком Челябинске художник предложила любимому режиссёру Науму Орлову свой замысел «Маленьких трагедий». И режиссёр не побоялся осмыслить его по-своему и создать уникальный спектакль.
Илья Сельвинский. Самая волнующая встреча с отцом – с его пьесой «Умка – Белый медведь» в постановке режиссёра Юлия Гриншпуна в Магаданском государственном музыкальном и драматическом театре в 1981 году. Сверкающие переливы северного сияния. Острый графичный абрис на фоне заснеженного безбрежья. Цвет Арктики. Соединение графики и живописи – главное содержание работ Сельвинской в этом зале.
И вечная тема – Адам и Ева – в философских и живописных интерпретациях художника.
Людмила Чертова: «Чёртово колесо»
Триптих «ООО-УУУ-МММ» — священные звуки, выраженные в цвете. И в них – три уровня существования – рай, земля и подземное царство, три состояния сознания – грёза, сон и явь. И вечное движение вверх.
В серии на тему «Адам и Ева» — единство и неразделимость, и вместе с тем, неразрешимая противоречивость и непримиримость прародителей человечества. И при этом – неистребимое животворящее начало. Тема рождения жизни развита художницей в работах «Богородица», «Отец и сын», «Мать и дитя».
Картина «Чёртово колесо», или «Огонь, Вода и Медные трубы» неспроста дала название выставке Людмилы Чертовой. Здесь – в разных испостасях – вечно вращающееся колесо жизни. Здесь – жестокие тернии, муки творчества – и вечное сопротивление, преодоление, движение. Жизнь.
Татьяна Сельвинская – Учитель, не устающий делиться опытом, наблюдениями, заражающий своим вдохновенным талантом. С Людмилой Чертовой Татьяна Ильинична поделилась и своим творческим пространством.
Среди работ, созданных ученицей в её мастерской – пронизанный теплом и любовью «Портрет учителя». Таинственный образ мастера скрывают тончайшие струящиеся ткани, ниспадающие с подрамников.
Последнее время Сельвинская часто выставляется вместе с учениками: с Натальей Васильевой, Ириной Балашевич, Ольгой Кулагиной, Екатериной Корниловой, Ксенией Шимановской. И вот теперь – с Людмилой Чертовой.
Для очередного сокровенного разговора об учителях и учениках Татьяна Сельвинская избрала уже ставшие практически родными стены. В Театральном музее им. А.А. Бахрушина Татьяна Ильинична представляет свои работы в седьмой раз.