18 апреля — 13 мая. «Ингмар Бергман: человек, который, задавал сложные вопросы»
Ингмар Бергман — один из ведущих кинематографистов мира. Не только благодаря масштабу своих работ, но также и потому, что на протяжении шести десятилетий он продолжал задавать религиозные и экзистенциальные вопросы в таких шедеврах, как «Седьмая печать», «Сквозь тусклое стекло», «Персона», «Шепоты и крики», «Фанни и Александр». Проект предоставлен Шведским институтом (Стокгольм) В Мультимедиа Арт Музее, Москва По адресу: Ул. Остоженка, 16
В рамках 9-го международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2012» МАММ представляет выставки, посвященные знаменитому шведскому кинорежиссеру Ингмару Бергману. Одна из тем фестиваля — «Фотографии кино», и проект «Ингмар Бергман. Image Maker» позволяет увидеть процесс создания фильма изнутри, а мультимедийная инсталляция «Ингмар Бергман: человек, который задавал сложные вопросы» погружает зрителя в атмосферу самых известных картин режиссера.
Ингмар Бергман — один из ведущих кинематографистов мира. Не только благодаря масштабу своих работ, но также и потому, что на протяжении шести десятилетий он продолжал задавать религиозные и экзистенциальные вопросы в таких шедеврах, как «Седьмая печать», «Сквозь тусклое стекло», «Персона», «Шепоты и крики», «Фанни и Александр». О нем говорили как о человеке, который задавал сложные вопросы. Но нет одного единственного ответа на вопрос, что сделало Бергмана Бергманом. Мультимедийная инсталляция, которая расположится на первом этаже МАММ, предлагает множественный ответ на этот вопрос и уносит зрителей на маленький остров Форё в Балтийском море, где провел последние дни Бергман.
Выставка «Ингмар Бергман. Image Maker» подготовлена специально для Фотобиеннале куратором Бенгтом Ванселиусом (Швеция). На протяжении многих лет он работал с Бергманом на съемках его телевизионных фильмов и в театре, начиная первым спектаклем «Фрекен Жюли» А.Стриндберга (1984) и заканчивая телефильмом «Сарабанда», последним произведением режиссера (2003).
Основную часть выставки составляют избранные фотографии из архива Svensk Filmindustri («Шведская киноиндустрия»). Эти черно-белые снимки были сделаны разными фотографами в период с 1951 по 1982 год — год, когда был снят фильм «Фанни и Александр», ставший настоящим международным хитом. В Швеции его до сих пор обязательно показывают перед Рождеством.
В число фотографов, представленных на выставке, входит Арне Карлсон — уроженец острова Форё, который когда-то начинал в съемочной группе Бергмана как водитель, а впоследствии стал фотографом и оператором. Ему принадлежат фотографии на стеклянных пластинах 12х16 см к фильмам «Фанни и Александр» и «Осенняя соната».
Луис Хух работал с Бергманом, в частности, на съемках фильмов «Земляничная поляна» и «Седьмая печать», и именно ему принадлежат хрестоматийные снимки, неразрывно связанные в сознании зрителя с творчеством режиссера.
Помимо прекрасно известных киноработ, Бергман за свою жизнь сделал около 150 радио- и театральных постановок, около 70 документальных фильмов для телевидения. Сам Бергман часто повторял: «Театр — это моя жена, а кино — возлюбленная». Фотографии Бенгта Ванселиуса, связанные с этими периодом творчества Бергмана, менее известным у нас, составят на выставке «Image Maker» отдельный блок.
Ингмар Бергман (1918-2007) учился в Стокгольмском университете, где изучал историю искусств. Начал снимать фильмы в 1946 году, до этого он редактировал сценарии других режиссеров. В начале творческого пути Бергман работал в театре, и на протяжении всей жизни возвращался к сцене, ставя пьесы Уильяма Шекспира, Генрика Ибсена, Августа Стриндберга и Антона Чехова.
Среди самых известных фильмов Ингмара Бергмана:
- «Земляничная поляна» (в 1958 стал лауреатом «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля, а в 1960 был номинирован на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий);
- «Девичий источник» (в 1961 году получил «Оскар» как Лучший иностранный фильм);
- «Сквозь тусклое стекло» (в 1962 году получил «Оскар» как Лучший иностранный фильм);
- «Фанни и Александр» (в 1983 году стал лауреатом FIPRESCI Prize Каннского кинофестиваля, 1984 году получил «Оскар» и премию «Сезар» как Лучший иностранный фильм);
- «Сцены из супружеской жизни»;
- «Седьмая печать»;
- «Причастие» и другие.
Бенгт Ванселиус, в свое время председатель Шведской ассоциации фотографов, член Шведского Совета по Культуре, профессор Стокгольмской Школы искусства и дизайна. Сотрудничал с Бергманом в качестве фотографа с 1985 по 2002 год, в частности на постановках для Королевского Драматического театра, где Бергман поставил свой последний спектакль — «Призраки» (2002). Являясь одним из лучших «театральных» фотографов, Ванселиус также сотрудничал с Робером Лепажем, Анджеем Вайдой, Юрием Любимовым.