1-30 декабря. Смотрим «пейзаж, нарисованный взглядом».
Пейзаж понимается художниками как средство познания, как оптическая система, позволяющая наблюдать внутренний мир посредством внешнего.
Галерея современного искусства 21
Пуговишников пер. дом11, стр. 3
Есть вещи, которые трудно объяснить, зато легко показать наглядно. Например, “здесь“ и “там“ – понятия лишние в логике, очевидные в жизни, ключевые в искусстве. Каждый из участников выставки по-своему обращается к проблемам взаимосвязи далекого и близкого, бесконечного и единичного, идеала и данности. Это значит, что представленные работы можно рассматривать как нечто вроде схем навигации в культурных пространствах, какими их видят художники из нашего здесь-и-сейчас.
Речь не идет о возвращении к канонам пейзажного жанра. В эпоху массового производства пространств, — реальных, воображаемых, символических, художники исследуют самые общие условия пространственности. Пейзаж понимается ими как средство познания, как оптическая система, позволяющая наблюдать внутренний мир посредством внешнего. История пейзажа оказывается не более чем архивом методов превращения реальности в экран для ментальных проекций. Если природа и душа – это культурные конструкции, то пейзаж – это предмет скорее когнитивный, чем объективный, эффект наблюдения.
В новом искусстве взгляд зрителя – это важный элемент производства смысла. Наблюдатель ментального пейзажа выбирает собственный путь от видимости к структуре: работа взгляда переводит явления природы в знаки, дистанции в предложения, пространство в рассказ. О чем рассказывает пространство, с его грамматикой мест, расстояний, направлений? Не о торжестве иллюзии, как велит традиция, и не о реванше реального как в прошлом веке. Оно говорит о том, что присутствует неявно, еще не находя себе места: о чувстве далекого в близком, о перспективах познания, о возможности лучшего мира.
Автор текста: Стас Шурипа
Участники: Таус Махачева, Роман Мокров, Сергей Огурцов, Александра Сухарева, Аня Титова, Михаил Толмачев, Стас Шурипа