1 августа — 2 сентября. «Маленькая фотография»
В Мультимедиа Арт Музее, Москва
По адресу: Ул. Остоженка. 16
Выставка «Маленькая фотография» знакомит с работами классиков отечественной фотографии (Вильям Каррик, Сергей Лобовиков, Александр Мазурин, Александр Родченко, Аркадий Шайхет, Дмитрий Бальтерманц, Сергей Струнников, Георгий Зельма, Сергей Васин, Всеволод Тарасевич и др.), современных авторов (Владимир Филонов, Альберт Багаутдинов, Виктор Ахломов, Сергей Бурасовский и др.), а также неизвестных фотографов-любителей. Все они в разное время обращались к «маленьким фотографиям», которые для зрителя не менее интересны, чем привычные изображения.
История «маленькой фотографии» странным образом синхронизируется с историей самого медиа. В самом начале просто не существовало технической возможности печатать большие снимки, но постепенно миниатюрные фотоизображения стали оплотом «тихого сопротивления», в молодой стране Советов пикториализм оказался невостребованным, красота в чистом виде никак не отвечала новым социальным запросам, и некоторые из фотографов-пикториалистов продолжали использовать маленький формат, но исключительно для себя, для внутренних экспериментов. Минифотография превращается в интимную зону, выключенную из «рабочей» тяги к эпическим сюжетам и всеохватному описанию социалистической действительности. Маленький формат в данном случае определяет сюжетный регистр — все личное становится маленьким, неважно пикториалистские ли этюды или фотографии в семейном альбоме. И оттого нематериальная ценность маленьких снимков все возрастает, они становятся уникальными, драгоценными, их бережно хранят, как будто в фотографии 6х9 заключена вся интимная, эмоциональная жизнь.
Для профессионального фотографа контактные отпечатки, контрольки — это подготовительный материал, «горы руды», которые художник разгребает, перерабатывает, это фотомасса, и взгляд фотографа внедряется в нее, пытаясь отобрать лучшее. С появлением цифровой камеры тактильное ощущение от микроснимков стало фактом истории, стол заменил экран компьютера, на котором мы вольны менять порядок и способ отображения «превьюшек».
Технический брак, артефакты кропотливой работы, которыми были бесконечные контрольки, не укладывается в картину цифровой реальности, мы просто отправляем в корзину или архивы ненужное, сама идея «пробы», черновика кажется неактуальной, цифра и скорости современных лабораторий позволяют производить тонны «чистовиков», в сущности ненужных и не самых качественных изображений, ценность которых минимальна.
Уже во второй половине ХХ века благодаря Бернду и Хилле Бехер и их студентам в Дюссельдорфской академии фотография преодолевает свою медийную природу, полноценно входит на территорию высокого, «элитарного» искусства, она становится огромной, меняя наши гравитационные настройки. Отныне фактом профессиональной реальности становятся несколько метров фотобумаги, панорамные изображения, и буквально физически ощущается десятки килограммов светового оборудования, которые возили за собой Андреас Гурски, Кандида Хёфер, Томас Штрут и другие.
Практически два десятилетия современное искусство заигрывалось огромными фотоформатами, нащупывая границы реальности, отчасти конкурируя с ней, и в этом контексте визуальное исследование, посвященное «маленькой фотографии», отмечает не только вехи исторического пути, но и намечает траектории движения, которыми следовало более молодое поколение художников, возвращая фотографии человеческий, маленький масштаб.