20 апреля – 21 мая. Москва семидесятых. Живопись Николая Горлова
Центральный дом художника, 2 зал
Галерея Искусств Елены Зениной
Галерея Искусств Елены Зениной представляет ретроспективную выставку Николая Горлова (1917 – 1987), приуроченную к 95-летию со дня рождения живописца.
В экспозиции «Москва семидесятых» представлено около 100 работ, созданных в период с 1950-х по 1970-е гг. Николай Николаевич Горлов чаще всего работал в жанре городского пейзажа, очень любил писать Москву, буквально «болел» родным городом. После него осталось множество московских пейзажей, самых разных видов любимого города – от небольших этюдных работ до масштабных холстов. На его картинах перед зрителями предстает Москва уходящая, – здания, которые сегодня стали историей. Кто-то когда-то бродил по этим улицам в детские годы, или даже ездил по ним на велосипеде (тогда ещё можно было проехать «на велике» от Балчуга до Парка культуры) ...Гостиница «Россия» – до сноса, Новинский бульвар и Собачья Площадка – до реконструкции, Парк Культуры имени Горького – в его аутентичном советском состоянии. И тихие московские переулки в своем первозданном виде...
Елена Зенина: «В последнее время тема сохранения исторического облика Москвы активно обсуждается. К сожалению, наш город сильно меняется и далеко не всегда в лучшую сторону. Сегодня Москву моей юности можно увидеть только в кино, на старых фотографиях и на картинах. Поэтому для меня творчество Николая Горлова – это не только прекрасная живопись, но и возможность вернуться на несколько десятилетий назад, и совершить воображаемую прогулку по Москве семидесятых. Я приглашаю всех в это увлекательное путешествие».
Наследие художника, чье имя хорошо известно ценителям живописи – велико, диапазон творческих интересов весьма широк. Горлов создал множество жанровых картин, портретов и натюрмортов, но наибольшую известность получил как автор городских пейзажей. Специалисты, которые так любят структурировать художественный процесс, часто называют Горлова «главным представителем советского импрессионизма».
В начале перестройки его картины с удовольствием покупали хлынувшие в Россию европейские и американские коллекционеры, уже в конце 1980-х гг. они стали появляться на торгах французских аукционных домов. К счастью, большая часть наследия осталась на родине, и сегодня живописные работы Горлова являются украшением многих музейных и частных собраний.
Николай Николаевич Горлов родился в 1917 году в Омске. Детство и ранняя юность будущего художника прошли в детском доме, а в 1934 году он оказался в Люберецкой трудовой коммуне имени Ф.Дзержинского, где занимался в изостудии. Туда часто приезжал и давал уроки рисования один из наиболее значительных представителей советской станковой живописи 1930-х годов Борис Иогансон, который отметил талантливого юношу и рекомендовал ему серьезно учиться.
В 1937 году директор Художественного института известный художник Игорь Грабарь посетил коммуну имени Дзержинского и, ознакомившись с работами Горлова, зачислил его без экзаменов на второй курс Суриковского института. Свою дипломную работу «Штурм Зимнего дворца» Н.Горлов написал в 1942 году под руководством Грабаря, который высоко оценил старания ученика, признав его работу «незаурядным явлением». Уже в следующем, 1943 году, Горлов был принят в члены Союза художников. Ровесник революции, человек с «классической» советской биографией, Горлов и официальное признание в художественном сообществе получил благодаря произведениям на революционную тему: «Зимний взят» (1947), «Вихри враждебные» (1961), «За власть Советов» (1967), а также историко-биографическим картинам из жизни русских писателей.
«Работы Н.Горлова, представленные на выставке, я собирала в течение с начала 90-х, – рассказывает Елена Зенина. – А в конце 2011 года был издан каталог, который будет представлен на открытии проекта».
Галерея Искусств Елены Зениной с гордостью представляет коллекцию живописи Николая Николаевича Горлова. Работы этого художника, наполненные солнечной экспрессией, безусловно, составляют золотой фонд российского искусства и продолжают дарить радость новым поколениям почитателей искусства.