МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

20 декабря — 27 января. Избранное из собрания Московского музея современного искусства

20 декабря — 27 января. Избранное из собрания Московского музея современного искусства

Московский музей современного искусства, Петровка, 25

Последние годы Московский музей современного искусства регулярно представляет выставки в стиле contemporary art, поэтому могло показаться, что часть коллекции, представляющая предыдущие этапы развития искусства, навсегда скрылась в запасниках Музея. По многочисленным просьбам посетителей возобновляется демонстрация произведений, насыщенных историческим контекстом, в которых отразился ХХ-XXI век, со всем многообразием течений и направлений, с противоречивым ходом его художественных событий.

На выставке будут представлены работы классического русского авангарда первой четверти XX века, без которого немыслимо понимание творческих процессов столетия в целом. Музей может гордиться собранием работ основных представителей этого движения: Казимира Малевича, Василия Кандинского, Давида Бурлюка, Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Бориса Григорьева, Александра Архипенко, Ильи Чашника, Эдуарда Криммера, Владимира Дмитриева. Отдельный раздел будет посвящен новым поступлениям в коллекцию Музея за последние несколько лет.

Отдельный зал посвящен Нико Пиросмани. Многие авангардисты черпали вдохновение в искусстве художников-самоучек и выставляли их полотна рядом со своими. Пиросмани — легендарная и трагическая личность. Всю свою жизнь он прожил на родине в Грузии практически безвыездно, тем не менее, получил всемирную известность как мастер примитивистского направления. Пиросмани является автором произведений на тему анимализма, портретов современников, национальных типажей. Художник использовал определенный набор красок, в лаконичности которого явлен дар монументализма.

Зрителю также покажется любопытным раздел экспозиции с виртуозными сангинами Василия Шухаева, представляющего неоклассическое направление — в целом противоположное авангардизму, но парадоксально дополняющее его. Шухаев прожил долгую, полную драматичных событий жизнь. Он сделал карьеру еще до революции, много путешествовал. После долгого пребывания за границей, в 1930-х годах, он вернулся в советскую Россию и вскоре был репрессирован. После десяти лет ссылки в Магадане, Шухаев переехал в Грузию, где стал профессором Тбилисской Академии Художеств и любимым учителем Зураба Церетели.

Отдельный зал в экспозиции занимают произведения художников Русского Зарубежья. Сегодня российский зритель с удивлением открывает для себя скрытое до недавнего времени искусство. Уникальность коллекции Музея в том, что за относительно короткий срок были собраны первокласснейшие работы художников-эмигрантов — Бориса Анисфельда, Юрия Анненкова, Сержа Шаршуна, Александры Экстер, Владимира Баранова-Россине, Ивана Пуни, Владимира Издебского.

Не менее значительной частью нашего собрания является корпус работ живописцев и графиков 1930-1940 годов — поколения выпускников Вхутемаса-Вхутеина — учеников Машкова, Лентулова, Кончаловского. Незаслуженно забыты имена Льва Соловьева, Николая Тарасова, Марии Раубе-Горчилиной, Бориса Суханова, Полины Крайц, Бориса Булгакова. Их «тихое», полное внутреннего достоинства искусство потерялось в дебрях торжествовавшего соцреализма. Сегодня мы по-новому открываем их творчество.

Важный раздел экспозиции включает в себя произведения художников-нонконформистов 1960-1970-х годов. «Второй авангард», который родился из противостояния государственному официозу, в дерзкой атмосфере запрещенных выставок — например, знаменитой «Бульдозерной», устроенной в 1974 году на открытом воздухе в Беляево. Среди художников этого круга выделяются основные лица эпохи: Оскар Рабин, Владимир Немухин, Эдуард Штейнберг, Михаил Шварцман, Дмитрий Краснопевцев, Олег Целков, Владимир Яковлев, Анатолий Зверев. Близко к неофициальному искусству примыкают мастера так называемого «левого МОСХа»: Илларион Голицын, Павел Никонов, Николай Андронов, Наталия Егоршина, Ирина Старженецкая, Андрей Васнецов и другие.

И, наконец, абрис истории искусства конец ХХ — начало XXI века завершают художники постмодернистского поколения, чей ироничный почерк оттачивался в сквотах Фурманного и Трехпрудного переулков. Их работы шокировали публику на молодежных выставках в Манеже и на Кузнецком Мосту, заполнили новосозданные, постперестроечные галереи современного искусства. Вадим Захаров, Владислав Мамышев-Монро, Александр Виноградов & Владимир Дубосарский, Константин Звездочетов, Сергей Шутов, Георгий Литичевский, Юрий Лейдерман, Сергей Мироненко, Павел Пепперштейн и другие как бы возвращают нам эпатажную атмосферу авангарда, замыкая тем самым исторический цикл. Разобраться в нелегких путях художественной жизни минувшего столетия мы и предлагаем сегодня зрителю.

17 декабря 2012 г.
Комментарии