20 сентября — 23 октября Энергия ожидания
Специальный проект Четвертой московской биеннале Центр творческих индустрий ПRОЕКТ_FАБRИКА Москва, Переведеновский переулок, д.18
Стратегии современного искусства чаще всего оппозиционны традиционному формотворчеству и связаны с концептуальным проектированием, предполагающим работу с метаязыком искусства, территорией комментариев. «Пустотная эстетика» давно дискредитировала такие базовые для сферы изобразительности понятия, как пластическая ценность, качество, маэстрия.
Между тем капитуляция с поля художественного и безграничное доверие умозрительному в ущерб феноменальному позволяет стать очевидцем печального явления: территория собственно искусства истаивает как шагреневая кожа в романе Бальзака, и все мы становится заложниками фантомного дискурса на тему репродуцирования комментариев по поводу комментариев по поводу комментариев и т.д. Осознать реальность происходящего, собственную экзистенциальную ценность, ценность полнокровного контакта с миром становится все сложнее. Этот факт, кстати, очень интересно интерпретируют современные философы, теоретики культуры, во многом оппозиционные магистральному на каком-то этапе постструктурализму, в частности Ханс Ульрих Гумбрехт в своей книге «Производство присутствия». Автор говорит о необходимости пересмотра нашего безграничного доверия сфере значений, о реабилитации той непосредственной, невербализуемой событийности искусства, что он называет словом «присутствие». Собственно в этом зазоре, клапане между значением и присутствием происходит становление художественного события, его самоосуществление.
Наша выставка это попытка выстроить систему ячеек, клапанов, ниш, заряженных той «энергией ожидания» художественного события, что представляется наиболее интересной. Команда художников включает представителей разных поколений, от мэтров (Игорь Шелковский, Виктор Умнов, Евгений Гор, Андрей Красулин) до представителей младшего поколения российских артистов (Ирина Штейнберг, Влад Кульков). Каждый из них выстроит собственную систему мерцающих ниш ожидания, а общей темой станет история стилей мирового искусства, с которой все будут вести диалог. С готикой — Тимофей Караффа-Корбут, с ренессансом — Егор Кошелев, с барокко — Влад Кульков, с реализмом и всеми его производными — Хаим Сокол, Ирина Штейнберг, Наталья Зинцова, с романтизмом Нового времени — Виктор Умнов, с метафизической традицией модернизма — Евгений Гор, с символизмом — Саша Соколов, с авангардом — Игорь Шелковский и Андрей Красулин, с концептуализмом — Богдан Мамонов. А Андрей Кузькин выбрал роль наблюдателя-трикстера, ловящего в свои собственные клетки-сети сами образы коллег-участников.
Сергей Хачатуров, куратор