МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

21 августа — 15 сентября. Рисунки поэтов

21 августа — 15 сентября. Рисунки поэтов

Из собрания Государственного литературного музея и личных архивов
VII Фестиваля коллекций современного искусства
В рамках серии выставок современного искусства «Коллекции»

Государственный литературный музей, Выставочные залы Дома И.Остроухова
Трубниковский пер., д. 17

Художники и поэты: Владимир Алейников, Павел Антокольский, Эдуард Багрицкий, Татьяна Бек, Андрей Белый, Сергей Бобров, Иосиф Бродский, Валерий Брюсов, Давид Бурлюк, Александр Величанский, Андрей Вознесенский, Максимилиан Волошин, Линор Горалик, Сергей Городецкий, Олег Григорьев, Леонид Губанов, Елена Гуро, Георгий Иванов, Нина Искренко, Василий Каменский, Константин Кедров, Семен Кирсанов, Владимир Ковенацкий, Юрий Кублановский, Эдуард Лимонов, Владимир Маяковский, Борис Поплавский, Андрей Родионов, Генрих Сапгир, Ян Сатуновский, Алексей Хвостенко, Глеб Шульпяков

По 3 октября 2013 года в Москве пройдет VII Фестиваль коллекций современного искусства. Фестиваль представляет частные, корпоративные и государственные собрания современного искусства, демонстрируя персональный взгляд коллекционеров на актуальные художественные практики, а также дает редкую возможность увидеть работы известных художников из частных коллекций и запасников музеев, которые не часто показывают публике.

Выставка «Рисунки поэтов» рассматривает феномен визуального высказывания поэта с начала ХХ столетия до сегодняшнего дня. Сам жанр появился благодаря французскому поэту Гийому Аполлинеру, который выпустил в 1918 году сборник графических стихов и назвал его придуманным им самим словом «Каллиграммы» (от «каллиграфия» и «идеограмма»). Идея синтеза искусств, родившаяся в эпоху серебряного века, стала определяющей для всего XX столетия. Многие поэты-футуристы пришли в литературу из живописи, до конца дней сохраняя двойную профессиональную принадлежность. Владимир Маяковский в анкетах писал о себе: «Художник и поэт»; Давид Бурлюк издавал журнал «Цвет и рифма», название которого говорит само за себя. На пересечении поэзии и живописи возникли знаменитые «Окна сатиры РОСТА», ставшие уникальным явлением в мировом искусстве. Порой, рисунок вмещает в себя то, что не удалось или не захотелось сформулировать вербально, создавая тем самым более полную и законченную картину. Рисунки на страницах черновиков с течением времени становились все более независимыми художественными высказываниями. Если для Андрея Белого это был скорее способ детально продумать образы персонажей (как, например, было с его романом «Петербург»), то визуальные высказывания поэтов послевоенного времени выходят все дальше за границы традиционных представлений об изобразительности, примыкают к различным течениям и стилям, преобразовываясь в неожиданные объекты — сонеты на рубашках у Генриха Сапгира или памятные даты на гранитных плитах у Эдуарда Лимонова. Остроумные, умелые, подчас виртуозные рисунки Яна Сатуновского и Иосифа Бродского были для поэтов своего рода потребностью, визуальным дополнением к стихотворению или написанному письму, иллюстрацией к событиям и впечатлениям, о которых рассказывалось адресату. На страницах своих рукописных книг Алексей Хвостенко свободно оперирует различными художественными стилями, превращая плоскость листа в театральное действие, где разыгрываются мизансцены с фрагментами текста в качестве действующих лиц. Дмитрий А. Пригов буквально преображается в алхимика, превращая конкретных исторических персонажей в мифологические надличные существа серии «Бестиарий». Линор Горалик на протяжении последних лет в литературном и изобразительном творчестве разрабатывает визуально-текстовую мифологию масштабного проекта, посвященного воображаемому городу Тухачевску. На выставке представлено около двухсот пятидесяти работ, условно поделенных на довоенную и послевоенную эпохи. Проект продемонстрирует, как эволюционировал жанр поэтического визуального высказывания, как из вспомогательного средства он преобразовался в независимый вид искусства и повлиял на дальнейшее развитие визуальной культуры.

23 августа 2013 г.
Комментарии