МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

21 декабря — 3 февраля. Мир детства. Открытки, фотографии, детские рисунки, игрушки

21 декабря — 3 февраля. Мир детства. Открытки, фотографии, детские рисунки, игрушки

На выставке в фотографиях, открытках, детских рисунках, книгах, играх и игрушках представлен мир детства первой половины ХХ века в России, Германии и Франции.
Центр эстетического воспитания «Мусейон»
Колымажный пер, д.6, стр.2

Экспонаты, самые ранние из которых относятся к началу 1900-х гг., группируются по тематическим разделам: Семья, Мать и дети, Мальчики и девочки, Школа, Развлечения и игры, Детская мода, Поздравительные открытки с изображением детей (Рождество, Новый год, Пасха, День ангела, День рождения, С 1 мая, С Октябрём, С 1 сентября).

Появившийся с середины ХIХ века новый вид искусства, фотография, дал возможность запечатлеть человека и его деятельность во всем многообразии. Первые опыты по закреплению первоначально на бумажном носителе, а затем на серебряных и медных пластинках негативных изображений последовательно проводились в первой трети ХIХ века англичанами Т. Веджвудом, В.Б. Талботом, французами Ж.Н. Ньепсом, Л.Ж. Дагером. По имени Дагера такие отпечатки стали называть дагерротипами. Они отличались очень высоким качеством изображения, но с каждого можно было получить лишь один снимок. На протяжении второй половины XIX века техника фотографии совершенствовалась и на рубеже веков был запущен в массовое производство переносной фотоаппарат. В начале ХХ века фотография уже занимала важное место в интерьерах как императорских покоев, так и жилищ простых людей, располагаясь на письменных столах, диванных полках, различных полочках по стенам.

В нынешней экспозиции представлены фотографии детей, сделанные фотографами-профессионалами и любителями. Представители всех сословий запечатлевали последовательные этапы взросления детей. Фотоателье к началу ХХ века появляются в каждом, даже небольшом городе. Состоятельные семьи могли пригласить фотографа на дом. Исходя из этого, варьировался и фон: в домашней обстановке интерьер был натуральным, в фотоателье давался условный «задник» с изображением условного сада или гостиной.

Первые иллюстрированные открытки появились в 1870 году в Германии и Франции. В России они начали издаваться лишь в 1894 году. Особым спросом пользовались открытки с изображением детей. Качественно новым этапом в создании детских открыток стали реальные постановочные фотосессии. Первоначально в качестве образцов при их изготовлении использовались композиции живописных произведений. Отталкиваясь от определенных композиционных схем, в фотоателье на фоне условно нарисованных декораций создавались стереотипные мизансцены с детьми. Для того, чтобы приблизить фотографию к живописному оригиналу, ее зачастую вручную раскрашивали, что существенно удорожало стоимость открытки. Поэтому наиболее популярные сюжеты встречались в разных вариантах: черно-белом, слегка подкрашенном и полностью раскрашенном. В начале ХХ века раскраской фотографий занимался уже целый штат художников-раскрасчиков.

До 1917 года Россия в плане производства детских открыток ничем не отличалась от европейских стран. Популярностью пользовались поздравительные открытки к Рождеству, Новому году, Пасхе, Дню ангела и Дню рождения. Зачастую спрос был так велик, что русские издательства заказывали дополнительные тиражи у европейских поставщиков, в основном германских издательств, которые присылали тираж без надписей, в России же на этих открытках вводились русские тексты. Подобного рода заимствования представлены на выставке.

После 1917 года массовая «открыточная» культура в России на два десятилетия прекращает свое существование. Выпуск всех поздравительных открыток, в том числе и детских, как атрибута быта буржуазного общества, был полностью прекращен. Но обычай посылать праздничные поздравления продолжал существовать. Для этого какое-то время использовались старые тиражи.

Всплеск интереса к детской открытке в СССР отмечается после Второй мировой войны. Феноменальное оживление в детскую тематику вносит послевоенная массовая культура в виде потока детских открыток, посылаемых и привозимых советскими офицерами и солдатами из Германии.

Но для огромной страны трофейных открыток явно не хватало. Тогда возникла уникальная советская «открыточная» субкультура. Впоследствии она будет определяться как «мещанская», «буржуазная», китч, но для большинства населения СССР этот язык был важной формой выражения нежных чувств. Запрет на поздравительные открытки, и в том числе детские, существовавший с 1917 года, был снят только спустя два десятилетия. Первые советские поздравительные открытки были изданы к Новому, 1942-му, году. Их регулярный выпуск продолжался до конца войны. Массовый выпуск поздравительных новогодних открыток с детьми возобновился лишь в 1953 году. Прототипом для них явились фотооткрытки и рисованные открытки Германии в 1930-1940-х годов.

Образ детства на выставке дополняют книги для детей и подростков русских, французских и немецких писателей; любимые игры и игрушки первой половины ХХ века, а также детские рисунки из коллекции Института художественного образования того времени.

Основу экспозиции составляет коллекция фотографий и открыток Ларисы Кашук, также коллекция игр и игрушек галереи «Роза Азора».

Автор идеи проекта: Л.А. Кашук

Кураторы: Н.Н. Фомина, Н.Н. Ковалдина

Дизайн-проект экспозиции: М.А. Лукьянцева

http://www.arts-museum.ru/

16 декабря 2012 г.
Комментарии