МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

22 марта — 20 мая. Бриллианты «АЛРОСА» в авангардном дизайне

22 марта — 20 мая. Бриллианты «АЛРОСА» в авангардном дизайне


Музеи Московского Кремля
Парадный вестибюль Оружейной палаты Московского Кремля

Двенадцать лет назад крупнейшая алмазодобывающая компания выступила одним из инициаторов и непосредственным участником проекта «Алмазы России — XX век». Тогда впервые в стенах старейшей сокровищницы страны были представлены два самых ярких явления в ювелирном искусстве России начала и конца ушедшего столетия: классическое и современное. Для создания современной части экспозиции — «Бриллиант в Русском Авангарде» — были предоставлены лучшие алмазы России. Произведения были выполнены по оригинальным проектам российских художников ныне хорошо известной в мире фирмой «ЮТэ — Ювелирный Театр».

Компания «АЛРОСА» не только оказала содействие в создании коллекции, но сохранила её целостность и позаботилась об исторической судьбе собрания. Отныне тридцать экспонатов коллекции «Бриллиант в Русском Авангарде» стали неотъемлемой частью Фонда современного искусства Музеев Московского Кремля.

Выставка представляет бòльшую часть переданных в дар музею экспонатов. Они демонстрируют художественное своеобразие национальной версии авангардизма.

Автор Ирина Дорофеева.Москва, «ЮТэ-Ювелирный Театр», 2001 г.Мастер Денис Морев.Белое золото, бриллиант, акрил.Коллекция АК «АЛРОСА».

Авангардисты создавали нетрадиционные произведения, вид и жанр которых не поддавался принятой классификации. Ее заменило родившееся в авангарде понятие «художественный объект», вытеснившее понятия «картина», «скульптура», «графическая работа». В треугольном объекте-браслете «Измерение» Ирины Дорофеевой пластик в сравнении с бриллиантом воспринимается как знак временности, растворяющейся в пространстве субстанции.

Интерьерный объект «Коперник 2000» создан по проекту Феликса Кузнецова. В произведении продемонстрирована очевидная мысль: исконные ювелирные материалы придают новое эстетическое звучание классическим проектам, а не устаревающая «новизна» художественных принципов открывает новые возможности для использования драгоценных материалов.

Интересные сюжетные превращения происходят в постановочной композиции «Ферзь» Ирины Дорофеевой. Выточенная из акрила шахматная королева воспринимается как элегантная консоль для бриллианта. В то же время бриллиант выглядит как «знак достоинства» фигуры, что придает королеве и ее «демократической плоти» из современного синтетического материала символическую равнозначность с элитарным камнем.

Неожиданную роль играют бриллианты в абстрактной романтической композиции Натальи Урядовой «Равновесие». В ней словно противопоставляются две стихии, воплощенные в стеклянном цилиндре и «балансирующей» на нем бриллиантовой нити.

Автор Хайк Симонян. Москва, «ЮТэ-Ювелирный Театр», 2001 г. Мастер Филипп Сигаев.Белое золото, бриллианты, акрил. Коллекция АК «Алроса».

Все может стать искусством, если оно названо таковым, утверждают художники поп-арта. В кулоне «Пустышка» Хайка Симоняна аранжируется детский аксессуар. Прием «реди-мейд», декларирующий «равенство» искусства и неискусства, уравновешивает значимость всех составляющих произведения.

Выведение конструкции изделия на уровень художественной формы — основной принцип стилеобразования, сформулированный в конструктивизме еще в начале 20-х годов, стал одним из мощных импульсов развития современного искусства. Этот прием просто и изобретательно использован в кольцах-трансформерах «Веер-1» и «Веер-2» Валентины Сорокиной.

Самодостаточными эстетическими качествами обладает и кольцо «Белый треугольник» Ирины Дорофеевой и Максима Вознесенского. Произведение интересно еще и тем, что в нем впервые в России пластик был использован в сочетании с бриллиантами.

В сведении многих форм предметов к геометрической абстракции, в нивелировании объема и средств декоративной выразительности заметно влияние минималь-арта. Его также называют стилем «первичных структур», что вполне соотносится с исключительно лаконичным решением колье «Циклон» Ирины Дорофеевой и Максима Вознесенского.

Дизайнерские идеи, реализованные в произведениях коллекции, не лишены декларативного пафоса и нигилистских настроений. В них убедительно проиллюстрирована мысль о том, что только союз «новых» пластических форм и «старых» ювелирных материалов способен сохранить достоинство и значимость бриллианта, непреходящая красота и безусловная ценность которого неизбежно девальвируются вне художественных идей, созвучных своей эпохе.

23 марта 2013 г.
Комментарии