22 марта — 20 мая. Бриллианты «АЛРОСА» в авангардном дизайне
Музеи Московского Кремля
Парадный вестибюль Оружейной палаты Московского Кремля
Двенадцать лет назад крупнейшая алмазодобывающая компания выступила одним из инициаторов и непосредственным участником проекта «Алмазы России — XX век». Тогда впервые в стенах старейшей сокровищницы страны были представлены два самых ярких явления в ювелирном искусстве России начала и конца ушедшего столетия: классическое и современное. Для создания современной части экспозиции — «Бриллиант в Русском Авангарде» — были предоставлены лучшие алмазы России. Произведения были выполнены по оригинальным проектам российских художников ныне хорошо известной в мире фирмой «ЮТэ — Ювелирный Театр».
Компания «АЛРОСА» не только оказала содействие в создании коллекции, но сохранила её целостность и позаботилась об исторической судьбе собрания. Отныне тридцать экспонатов коллекции «Бриллиант в Русском Авангарде» стали неотъемлемой частью Фонда современного искусства Музеев Московского Кремля.
Выставка представляет бòльшую часть переданных в дар музею экспонатов. Они демонстрируют художественное своеобразие национальной версии авангардизма.
Авангардисты создавали нетрадиционные произведения, вид и жанр которых не поддавался принятой классификации. Ее заменило родившееся в авангарде понятие «художественный объект», вытеснившее понятия «картина», «скульптура», «графическая работа». В треугольном объекте-браслете «Измерение» Ирины Дорофеевой пластик в сравнении с бриллиантом воспринимается как знак временности, растворяющейся в пространстве субстанции.
Интерьерный объект «Коперник 2000» создан по проекту Феликса Кузнецова. В произведении продемонстрирована очевидная мысль: исконные ювелирные материалы придают новое эстетическое звучание классическим проектам, а не устаревающая «новизна» художественных принципов открывает новые возможности для использования драгоценных материалов.
Интересные сюжетные превращения происходят в постановочной композиции «Ферзь» Ирины Дорофеевой. Выточенная из акрила шахматная королева воспринимается как элегантная консоль для бриллианта. В то же время бриллиант выглядит как «знак достоинства» фигуры, что придает королеве и ее «демократической плоти» из современного синтетического материала символическую равнозначность с элитарным камнем.
Неожиданную роль играют бриллианты в абстрактной романтической композиции Натальи Урядовой «Равновесие». В ней словно противопоставляются две стихии, воплощенные в стеклянном цилиндре и «балансирующей» на нем бриллиантовой нити.
Все может стать искусством, если оно названо таковым, утверждают художники поп-арта. В кулоне «Пустышка» Хайка Симоняна аранжируется детский аксессуар. Прием «реди-мейд», декларирующий «равенство» искусства и неискусства, уравновешивает значимость всех составляющих произведения.
Выведение конструкции изделия на уровень художественной формы — основной принцип стилеобразования, сформулированный в конструктивизме еще в начале 20-х годов, стал одним из мощных импульсов развития современного искусства. Этот прием просто и изобретательно использован в кольцах-трансформерах «Веер-1» и «Веер-2» Валентины Сорокиной.
Самодостаточными эстетическими качествами обладает и кольцо «Белый треугольник» Ирины Дорофеевой и Максима Вознесенского. Произведение интересно еще и тем, что в нем впервые в России пластик был использован в сочетании с бриллиантами.
В сведении многих форм предметов к геометрической абстракции, в нивелировании объема и средств декоративной выразительности заметно влияние минималь-арта. Его также называют стилем «первичных структур», что вполне соотносится с исключительно лаконичным решением колье «Циклон» Ирины Дорофеевой и Максима Вознесенского.
Дизайнерские идеи, реализованные в произведениях коллекции, не лишены декларативного пафоса и нигилистских настроений. В них убедительно проиллюстрирована мысль о том, что только союз «новых» пластических форм и «старых» ювелирных материалов способен сохранить достоинство и значимость бриллианта, непреходящая красота и безусловная ценность которого неизбежно девальвируются вне художественных идей, созвучных своей эпохе.