МЫ ВНЕ ПОЛИТИКИ!

Альманах «Фамильные ценности» — абсолютно оригинальное и уникальное российское интернет-издание, не имеющее аналогов: все темы, поднятые в альманахе, рассматриваются через призму фамильных ценностей.

«Фамильные ценности» информируют о ярких, интересных, достойных внимания феноменах культуры и искусства, которые могут претендовать на место в истории.

«Фамильные ценности» обновляются ежедневно.

radbell@yandex.ru

23 марта по 13 мая. Владислав Микоша Машина времени. Цвет. 1930-1970

23 марта по 13 мая. Владислав Микоша Машина времени. Цвет. 1930-1970

Галерея Искусств Зураба Церетели

Ул. Пречистенка, 19

На выставке в рамках «Фотобиеннале 2012» представлены около 150 цветных фотографий Москвы, сделанных Владиславом Микошей в 1930–1970-е годы.   

На протяжении четырех лет музей «Московский Дом фотографии» занимается фотоархивом легендарного фотографа и фотооператора Владислава Микоши (1909–2004), автора знаменитых кадров разрушения Храма Христа Спасителя и спасения челюскинцев, обороны Севастополя и освобождения Варшавы, встречи Сталина с Мао и Хрущева с Кеннеди. Более шести десятилетий Владислав Микоша держал в руках кинокамеру и фотоаппарат, оставив после себя огромное количество снимков – свидетельств непростой эпохи: репортажи с фронта, съемки для журналов «Огонёк» и «Вокруг света», портреты политиков и деятелей культуры. Цвет в этой работе оказался последним этапом и, пожалуй, самым трудным.

Двадцатиминутный цветной фильм о Параде Победы на Красной Площади, большие фотографические серии в цвете о послевоенной Москве и Ленинграде, Крыме и Кавказе, Китае (1949–1950), Индонезии (1955), Бирме (1956), Тбилиси (1951), выпущенная еще в 1940-м к Всесоюзной сельскохозяйственной выставке серия цветных марок – цветом в советской фотографии Микоша начал заниматься одним из первых. А в послевоенные годы цвет в его творчестве значительно потеснил черно-белое изображение.

Цветной процесс Карбро, изобретенный еще в 1869 году, предполагал трехцветную съемку и печать со сложным цветоделением и был достаточно трудоемким. Именно поэтому многие советские фотомастера в 1938 году, когда появились фотоматериалы для цветной печати, взялись за цвет, но очень быстро к нему охладели. Одной из причин было и то, что процесс Карбро «до некоторой степени уничтожает полутона и переходы», – писал критик В. Гришанин в своей статье в «Советском фото».

Микошу не остановили ни технические трудности, ни художественные недостатки процесса Карбро. Он снимал на цвет много и увлеченно. Только для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки он сделал более ста работ. Из 120 фотографий, представленных на его персональной выставке в 1940 году, 20 были цветными. Для того времени это очень много. В журнале «Огонёк» Юрий Пригожин писал: «Цветная фотография – область новая. [...] Но и среди немногочисленных пока энтузиастов цветной фотографии В. Микоша выгодно выделяется своим тонким восприятием красок» («Огонёк» №20, 1940)

Были трудности в работе с цветом у Микоши и после войны – и в кино, и в фотографии. На киностудии он буквально «не вылезал» из ОТК (отдел технического контроля), отстаивая в печати копий «посторонние», как казалось контролерам ОТК, оттенки, вытаскивая из «брака» свои мягкие, воздушные и «недостаточно резкие на втором плане» кадры, снятые длиннофокусной оптикой.

01 апреля 2012 г.
Комментарии