26 марта — 10 мая • Невероятные итальянцы в России...
Этот проект, организованный при содействии Посольства Италии в России и инициированный лично Послом г-ном Антонио Дзанарди Ланди, открывает Год Италии в России. На протяжении четырех лет вслед за «Дамой с единорогом» в России будут показаны шедевры таких крупнейших мастеров, как Антонелло да Мессина, Микеланджело, Тициан, Корреджо, Карраччи, Караваджо, Рени, Бернини, Каналетто, Канова, а также выдающиеся памятники искусства древности из археологических раскопок Рима и Помпей, находящиеся в собраниях музеев Италии.
За последние годы в ГМИИ имени Пушкина прошел целый ряд выставок из художественных собраний Италии. Это такие масштабные проекты, как «От Джотто до Малевича» (2005 г.) и «Футуризм – радикальная революция. Италия – Россия» (2008 г.), а также выставки одного шедевра: «Венера Урбинская» Тициана (Флоренция, Уффици), «Антея» Пармиджанино (Неаполь, Каподимонте), «Портрет неизвестного с серыми глазами» Тициана (Галерея Палатина, Флоренция).
На этот раз ГМИИ им. Пушкина представляет картину великого Рафаэля «Дама с единорогом» из собрания Галереи Боргезе (Рим), с которой музей связывают давние партнерские отношения. Так, совсем недавно в Галерее Боргезе экспонировалась картина Лукаса Кранаха «Плоды ревности» («Серебряный век») из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Рафаэль (1483-1520), один из величайших мастеров эпохи Возрождения. Его имя еще при жизни стало легендарным, современники называли его «божественным Санцио», а его искусство – воплощением ясной гармонии, уравновешенности, чистоты стиля. Рафаэль, как истинный сын Возрождения, был разносторонним художником: архитектором, живописцем, рисовальщиком, мастером монументальных росписей. Особую известность он приобрел как портретист. Им созданы такие полотна, как «Святой Себастьян», (Пинакотека Академии Каррара, Бергамо, Италия); «Портрет Бальдассаре Кастильоне», (Лувр, Париж); портрет «Папы Юлиуса II» (Лондонская Национальная Галерея), а также незабываемые женские образы, запечатленные в картинах с изображением Мадонн: «Мадонна со щегленком» (Галерея Уффици, Флоренция); «Мадонна с рыбой» (Прадо, Мадрид); «Сикстинская мадонна» (Картинная галерея, Дрезден) и др.
Именно к жанру портрета относится шедевр — «Дама с единорогом» (1505 – 1506), у которого весьма сложная судьба. В 1897 году Джованни Морелли впервые ввел шедевр, хранящийся в Галерее Боргезе, в искусствоведческую традицию, однако имя Рафаэля она обрела позднее, уже в XX веке, благодаря замечательной интуиции Роберто Лонги. В 1930-е годы были обнаружены позднейшие записи, открывшие сложный процесс искажения созданного Рафаэлем первоначального образа. Интересно, что для изучения этой картины впервые в истории был использован рентген. Реставрация картины позволила вернуть шедевру его подлинный облик.
Портрет «Дама с единорогом» был написан художником в период его пребывания во Флоренции. Созданный им образ молодой прекрасной женщины полон очарования и чистоты юности. Это впечатление связано так же с таинственным зверьком на ее коленях – единорогом, символом женского целомудрия. Незнакомка, изображенная Рафаэлем, пребывает в полной гармонии с окружающим ее миром. Особый интерес эта работа Рафаэля вызывает тем, что она является своеобразным диалогом художника с Леонардо да Винчи, жившим в те же годы во Флоренции и только что закончившим свой знаменитый «Портрет Моны Лизы», который не мог не произвести впечатления на молодого художника. Рафаэль следует за гениальным мастером в размещении своей модели в пространстве на фоне пейзажа, в разделении плоскости картины на отдельные зоны. Он использует уроки Леонардо, по-новому выстраивая в портрете диалог изображенной модели со зрителем, создавая новую образность и иной не обыденный уровень существования своей героини, таким образом, поднимая портрет на новый, неизвестный ранее уровень обобщения.
Вместе с тем, обращаясь к гениальным находкам своего современника, Рафаэль создает новый тип ренессансного портрета. Огромную роль играет в его портрете колористическое решение. Прославленному «сфумато» (итал. sfumato- затушеванный, буквально – исчезающий, как дым) Леонардо Рафаэль противопоставляет красочную палитру, построенную на градации чистых светлых цветов, и придающую пейзажу ясную прозрачность, которая подчеркивает чистоту и цельность изображенного на его фоне женского образа. Пластическая выразительность портрета усиливает волевое начало героини портрета «Дама с единорогом» в противовес Моне Лизе Леонардо с ее сложным внутренним миром, скорее, остающимся тайной для зрителя.
по материалам www.arts-museum.ru